ЦИНГАРЕЛЛИ (Zingarelli) Никола Антонио (4 IV 1752, Неаполь - 5 V 1837, Торре-дель-Греко, близ Неаполя) - итальянский композитор. Муз. образование получил в консерватории «Санта-Мария ди Лорето», где по классу скрипки занимался у С. Каркажюса, по классу композиции - у Ф. Фенароли. По окончании консерватории долгое время давал уроки игры на скрипке в частных домах. С 1792 капельмейстер кафедрального собора в Милане, в 1794-1804 - в Лорето, в 1804-1811 - собора св. Петра в Риме. С 1813 директор и преподаватель Корол. муз. колледжа, с 1816 также капельмейстер кафедрального собора (преемник Дж. Паизиелло) в Неаполе. Оставался на этих постах до конца жизни. Среди его учеников - В. Беллини, Дж. Меркаданте. Ц. был последним представителем старонеаполитанской школы. Необычайно плодовитый композитор, Ц. писал музыку во всех жанрах; ему принадлежат оперы (ок. 40), симфонии (50), оратории, кантаты, камерно-инстр. произв. и др. В 1781 пост. одна из его первых опер «Монтесума» (т-р «Сан-Карло», Неаполь). Но известность принесла ему опера «Альсинда», пост. в 1785 в «Ла Скала» (Милан). С этого времени оперы Ц. шли почти во всех итал. театрах (в Милане, Венеции, Мантуе, Турине, Флоренции, Риме, Неаполе и др.), а также в Париже. Лучшая из них - «Джульетта и Ромео» пост. в 1796 в «Ла Скала». Оперы Ц., построенные по стереотипной схеме классич. образцов неаполитанской оперы-сериа и оперы-буффа, не отличались ни самобытностью, ни оригинальностью. Успеху его опер во многом способствовали великолепные исполнители, в числе которых А. Каталани, Л. Маркези. После 1803 писал преим. духовную музыку, в т. ч. многочисл. мессы (более 150), реквиемы, Stabat mater, магнификаты, Те Deum, гимны, мотеты и др. |