CONCERTO GROSSO (кончерто груссо, итал., букв. - большой концерт) - жанр старинной ансамблевой инстр. музыки. Возник в последней четверти 17 в. в Сев. Италии почти одновременно с сольным инстр. концертом. С. g. представляет собой ранний вид симф. музыки, в котором нашли отражение типич. черты стиля барокко, тяготевшего к мощным контрастам. В основе С. g. лежит динамич. принцип «светотени» - резкое противопоставление небольшой группы солирующих инструментов (т. н. concertino) общей массе ансамбля (т. н. ripieno). Это определяло своеобразие выразит. возможностей С. g., которые были ограничены рамками контрастной динамики, а также динамикой регистров. С. g. возник на основе развития и качеств. обновления трио-сонаты (состав её партий - 2 скрипки, виолончель и basso continuo - типичен для concertino С. g.), расширения её исполнит. рамок. Первоначально С. g. состоял из 5 и более частей и сочинялся для струнно-смычкового ансамбля. Позднее С. g. сжимается до 3-4 частей, в состав ансамбля вводятся дух. инструменты (труба, флейта, гобой, валторна). Этот состав С. g. непосредственно подготовил формирование классич. симф. оркестра. Прообраз С. g. - 2-3-голосные концертирующие эпизоды ранних итал. многоголосных канцон, сонат и симфоний. Первое произв., осн. на принципах С. g., написал А. Страделла (под названием «Sinfonia…», 1676). Оно явилось образцом для аналогичных сочинений мастеров болонской и моденской школ. Последние писали под франц. влиянием также и многоголосную танц. музыку, сказавшуюся на некоторых особенностях тематизма и ритмики С. g. Первые совершенные образцы С. g. создал А. Корелли (ок. 1680, опубликованы посмертно в 1714). Характерно название сб., его С. g.: «Большие концерты для двух скрипок и виолончели, входящих в обязательный состав концертино, а также двух других скрипок, альта и баса, входящих по желанию в состав кончерто гроссо и могущих быть удвоенными» («Concerti grossi con duoi Violini e Violoncello di Concertino obligati e duoi altri Violini, Viola e Basso di Concerto grosso ad arbitrio, che si potranno radoppiare» op. 6). C. g. Корелли включают от 4 до 6-7 частей, если не считать небольшие Adagio, служащие как бы связками между быстрыми частями. Муз. единство С. g. Корелли проявлялось и в сохранении осн. тональности на протяжении всех частей. Музыка С. g. Корелли патетична, порой в ней слышится лирический напев, ощущаются связи с нар. истоками («Пастораль» из С. g. No 8). Новые стилистич. тенденции в С. g. связаны с произв., написанными в этом жанре А. Вивальди. С. g. Вивальди, как и его сольные концерты, состоят из 3 частей (быстро - медленно - быстро). Свободные от контрапунктич. оков его предшественников, они отмечены большей жизненностью содержания. Для них типичны разностороннее применение в concertino не только смычковых, но и дух. инструментов, ритмич. чеканность тем, широкая кантабильность медленных частей, рондообразная смена ритурнелей tutti и концертирующих эпизодов. В Италии (до и после Вивальди) С. g. писали А. Кальдара, Б. Марчелло, Дж. Валентини, Т. Альбинони, Дж. Торелли, Ф. Джеминиани, П. Локателли и др.; в Германии - Г. Ф. Телеман, К. Граупнер, И. Ф. Фаш, Э. Альбикастро, Г. Ф. Гендель (его С. g. оказали влияние на творчество англ. и нидерл. композиторов Ч. Авизона, В. де Феша и др.), И. С. Бах, в т.н. Бранденбургских концертах которого принцип С. g. обогащен новыми приёмами концертирования. Ко 2-й пол. 18 в. с развитием симфонии С. g. как жанр ансамблевой инстр. музыки отмирает. В 1-й пол. 20 в. с пробуждением интереса к музыке барокко возрождается и жанр С. g. Произв. в этом жанре написали: М. Регер (Концерт в старинном стиле ор. 123, 1912), Г. Каминский (С. g. для 2 оркестров, 1922), Э. Кшенек (С. g., 1921, 1924), Б. Мартину (С. g., 1937); из произв., близких к С. g., можно назвать «Фантазию на последование звуков В - А - С - Н» для 2 фп., 9 солирующих инструментов и оркестра (1950) В. Фортнера, концерт для джаз-банда и оркестра, т.н. Эбеновый (Чёрный) концерт (1945) И. Ф. Стравинского. Из советский композиторов С. g. написал Э. Тамберг. |