CRESCENDO (крешйндо, итал., букв. - увеличивая, нарастая) - постепенное увеличение силы звучания. Масштабы и характер использования С., как и противоположного ему diminuendo, эволюционировали вместе с самим муз. искусством и его исполнит. средствами. Поскольку вплоть до сер. 18 в. господствовала динамика forte и piano (см. Динамика), С. находило лишь ограниченное применение, гл. обр. в сольной вокальной музыке. При этом С., как и др. динамич. оттенки и приёмы, в нотах не обозначалось. В кон. 16 в. были введены спец. знаки для обозначения forte и piano. Можно полагать, что этими знаками во мн. случаях предопределялось и применение С. или diminuendo при переходе от forte к piano и обратно. Развитие в кон. 17 - нач. 18 вв. скрипичной музыки повлекло за собой более широкое применение С. и diminuendo. С нач. 18 в. стали входить в обиход и особые знаки для их обозначения. Такие знаки встречаются в произв. Ф. Джеминиани (1739) и P. M. Верачини (1744), которые, однако, мыслили С. и diminuendo только на одной ноте. Использованные Верачини знаки и, так же как знаки и (напр., в соч. Ж. Ф. Рамо после 1733), впоследствии превратились в сохраняющиеся поныне < и >. С сер. 18 в. композиторы стали прибегать и к словесным обозначениям С. и diminuendo (для которого использовались и термины decrescendo, rinforzando). Масштабы применения С. во многом зависели и от инструментария. Так, клавесин, пользовавшийся большим распространением в 16-18 вв., в связи со своей конструкцией не допускал постепенного увеличения силы звучания. Ступенчатым было и возрастание силы звучания органа, который обрёл способность к С. лишь в 19 в. Мн. старинные инструменты обладали слабым звуком, что также ограничивало возможности применения С. Так обстояло дело, напр., с клавикордом. С. более широкого масштаба стало достижимым на струн. клавишных инструментах лишь после того, как клавикорд и клавесин были вытеснены в кон. 18 - нач. 19 вв. фортепьяно. Хотя С. и diminuendo на фп. являются в известной мере ступенчатыми (поскольку каждый звук после удара молоточка более или менее быстро затухает, и усиление или ослабление звучания возможны только от удара к удару), в силу муз.-психологич. факторов это не мешает восприятию С. и diminuendo на фп. как плавного, постепенного. Наибольшие по масштабу С. и diminuendo достижимы в оркестре. Однако и оркестровые С. и diminuendo эволюционировали вместе с развитием самого муз. искусства, а также ростом и обогащением состава оркестра. Оркестровые С. большого масштаба и протяжённости ранее других начали применять в своих сочинениях композиторы мангеймской школы. Такие С. достигались не увеличением числа звучащих голосов (распространённый прежде приём), но ростом силы звучания всего оркестра. С этого времени появились и спец. обозначения для протяжённого С. - cresc…, cres. росо а росо, а позднее cres…cen…do. Очень важные драматургич. функции С. выполняет в симф. произв. Л. Бетховена. В последующее время С. полностью сохраняет своё значение. В 20 в. примечательным образцом использования С. является «Болеро» М. Равеля, от начала до конца построенное на постепенном, ступенчатом нарастании силы звучания. На новой основе Равель возвращается здесь к приёму старинной музыки - динамич. нарастание связано не столько с усилением громкости звучания тех же инструментов, сколько с присоединением новых. |