ЦУМШТЕГ (Zumsteeg, Zum Steeg) Иоганн Рудольф (10 I 1760, Заксенфлур, Баден-Вюртемберг - 27 I 1802, Штутгарт) - немецкий композитор, виолончелист, педагог, дирижёр. Уроки игры на виолончели брал у Э. Мальтерре, на фп. - у И. Ф. Зойберта. С 1775 игре на виолончели и композиции обучался у придв. капельмейстера А. Поли, позднее - у К. А. Энслина и Ф. Маццанти. Занимался в герцогской воен. академии (позже - Кarlsschule), где сблизился с Ф. Шиллером. С 1781 работал в Штутгартской придв. капелле как виолончелист и композитор, писал оперы, музыку к пьесам и придв. празднествам, песни. С 1791, после смерти К. Ф. Д. Шубарта, стал директором театр. и придв. музыки, с 1794 - музик-директором при дворе герцога Вюртембергского. В 1785-94 преподавал в герцогской воен. академии. В 1784 издавал «Musikalischer Monatschrift für Gesang und Кlavier»; из опубликованных в нём 62 песен около половины составляли его собств. соч. Деятельность Ц. способствовала развитию муз. жизни в Штутгарте (в театре под его рук. ставились оперы В. А. Моцарта). Как композитор Ц. получил признание после опубликования его баллад (в т. ч. «Леноры», 1797) и исполнения во мн. городах Германии зингшпиля «Остров духов» (1798). Ц., виднейший представитель швабской песенной школы, в области баллады и песни был одним из непосредств. предшественников Ф. Шуберта. В балладах стремился передать атмосферу таинственности, мрачной, «ночной» фантастики, характерную для нем. поэтич. баллады. Баллады Ц. представляют собой последования контрастных эпизодов - сольных фортепианных (нередко «звукописных»), речитативных и ариозных, иногда песенных; в стремлении к муз. разнообразию Ц. не всегда удавалось сохранить внутреннее единство, особенно в самых крупных балладах, не всегда содержание эпизодов соответствовало «балладному тону». Лучшие баллады Ц. приобрели значит. известность и оказали определённое влияние на творчество Шуберта. Ряд баллад Шуберта создан на тексты, которые ранее использовал Ц. («Жалоба Агари», «Рыцарь Тоггенбург», «Ожидание» и др.); в этих соч. Шуберт, вбирая опыт Ц., решал те же задачи по-своему. Значит. место в творчестве Ц. занимает жанр большой лирич. сцены для голоса с фп. Ц. принадлежит св. 200 песен, лучшие характеризуются ясностью стиля и уравновешенностью формы, но в целом по своей значимости они уступают его балладам. Среди др. соч. Ц. - оперы, зингшпили, кантаты, инстр. произв., мессы. Соч.: оперы (все пост. в Штутгарте), в т. ч. Армида (1785), Залаор (1787), Тамира (мелодрама, 1788); зингшпили (все пост. в Штутгарте), в т. ч. Адский закон (Закон Тартара; Das tartarische Gesetz, 1780), Выстрел Гензевица… (Der Schuss von Gänsewitz oder Der Betrug aus Liebe, 1781), Остров духов (Geisterinsel, по пьесе У. Шекспира «Буря», 1798); для солистов, хора и орк. - кантаты, в т. ч. Праздник весны (Frühlingsfeier, на сл. Ф. Г. Клопштока, 1777), 17 духовных кантат (1795; 1-14 изд. в 1803-1805); для орк. - симфония, 3 увертюры, 5 пьес для медных духовых; концерты с орк. - 10 для влч. (1777-1792), для флейты, для 2 флейт; баллады и лирич. сцены, в т. ч. Дочь пастора… (Des Pfarrers Tochter…, на сл. Г. А. Бюргера, 1792), Кольма (на сл. И. В. Гёте, лирич. сцена, 1793), Похищение (Die Entführung…, на сл. Бюргера, 1794), Кающаяся (Die Büβende, 1797), Плач Агари в пустыне (Hagars Кlage in der Wüste, на сл. Шюкинга, лирич. сцена, 1797), Ленора (на сл. Бюргера, 1797), Рыцарь Тоггенбург (Ritter Toggenburg, на сл. Шиллера, 1800), Эльвина (1801), Песня верности (Das Lied von Treue, 1803); песни; музыка к спектаклям драм. театра, в т. ч. к трагедиям Шекспира «Гамлет» и «Макбет», к драме Шиллера «Разбойники». Издания: Кleine Balladen und Lieder, H. 1-7, Lpz., 1800-05, 1815-18; факсим. переизд. - Farnborough, 1969 (7 тетрадей в 1 т.). |