ЦВЕТНОЙ СЛУХ, синопсия (нем. Farbenhören, франц. audition coloree, англ. colour hearing), - исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, гл. обр. внепредметных, «синестезий» («соощущений»). Следует отличать их от навязчивых синестезий аномального характера. Синестезии ассоциативного происхождения, возникающие при создании и восприятии произв. искусства, присущи каждому индивидууму как норма. К ним относятся не столько собственно «соощущения», сколько межчувственные сопоставления на уровне представлений. Рассматривая синестезии не только как психологич., но и как эстетич. феномен, к Ц. с. следует отнести и стилевые аналогии применительно к разным видам искусства (живопись и музыка, музыка и архитектура и т. д.). Иск-во как форма художеств. коммуникации обращается прежде всего к синестезиям, обладающим определ. степенью общезначимости. Таковыми являются синестезии, представляющие собой естеств. ассоциации, которые возникают и закрепляются в процессе комплексного (полисенсорного) восприятия действительности людьми, живущими в одних географич., историч. и социальных условиях. Субъективно-произвольный характер имеют индивидуальные синестезии, отражающие случайные межсенсорные связи. Ц. с. проявляется в таких выражениях речевого обихода, как «яркий», «матовый» звук, «кричащие» краски и т. п. В поэзии часто используются метафоры и эпитеты синестетич. содержания (напр., «звук литавр торжествующе-алый» у К. Д. Бальмонта). Наличие зрительно-слуховых синестезий лежит в основе изобразит. возможностей музыки. Наиболее распространённой формой Ц. с. применительно к восприятию и созданию музыки (Ц. с. в узком смысле) является наделение тембров (Р. Вагнер, В. В. Кандинский) и тональностей (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Б. В. Асафьев и др.) определ. цветовыми характеристиками, хотя их полная общность наблюдается лишь в «светлотных» оценках; так, инструменты в высоком регистре звучат «светлее», чем в низком. Так же по «светлоте» синестетически различаются и тональности - в соответствии с их ладовым признаком («Мажор и минор. Свет и тень» - по Н. А. Римскому-Корсакову). Индивидуальные особенности самих цветовых характеристик наличествуют в той же мере, в какой различны лежащие в их основании эмоционально-смысловые и символич. оценки цветов и тембров (тональностей), сложившиеся в процессе воспитания и творч. практики каждого музыканта. Синестетич. параллели можно указать и для др. элементов муз. языка: громкость - яркость или удалённость, сдвиг по регистру - изменение «светлоты» или размера, мелос - пластика и графич. развитие, темп - скорость движения и трансформации визуальных образов и т. д. Изучение Ц. с. в значит. мере стимулируется экспериментами в области светомузыки и т. н. муз. графики (визуальная фиксация в живописи впечатлений от музыки). Исследования Ц. с. проводились как в СССР, напр. в Гос. академии художеств. наук (ГАХН), Моск. гос. университете, Всесоюзном н.-и. институте театра, музыки и кино (Ленинград), Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (И. Д. Ермаков, Е. А. Мальцева, В. Г. Каратыгин, С. А. Дианин, В. И. Кауфман, В. В. Анисимов, С. М. Эйзенштейн), так и за рубежом (А. Бине, В. Сегален, Г. Аншюц, А. Веллек, Т. Карвоский). В связи с изучением Ц. с. студенческое конструкторское бюро «Прометей» (Казань) в кон. 1960-х гг. осуществило анкетный опрос всех членов творч. союзов СССР. Планомерные исследования Ц. с. ведутся в университете г. Сегед (Венгрия), Ин-те муз графики в Вене. |