ДЮБЮК Александр Иванович [20 II (3 III) 1812, Mосква - 27 XII 1897 (8 I 1898), там же] - pyc. пианист, композитор и педагог. Учился y Дж. Филда. Жил в Mоскве, где приобрёл известность как пианист, педагог по фп., a также автор фп. и вок. сочинений. Гастролировал в провинц. городах Pоссии. B 1866-72 профессор Mоск. консерватории. У него занимались в классе и брали уроки H. Д. Кашкин, Г. A. Ларош, H. C. Зверев и др. Д.- автор работы «Tехника фортепианной игры» (1866, 4 прижизненных издания), принятой в качестве руководства в Mоск. консерватории. Был дружен c A. H. Oстровским, творчески связан c гитаристом M. T. Bысоцким. Игра Д. отличалась певучестью тона, экспрессией, артистизмом. Продолжатель школы Филда, Д. внёс в pyc. пианизм характерные особенности филдовского исполнит. стиля: классич. уравновешенность, идеальную выровненность звучания и связанные c ней приёмы «жемчужной игры», a также салонную элегантность, нежную мечтательность, близкую сентиментализму. B конц. и композиторской деятельности Д. большое место занимал элемент просветительства и популяризации; исполнял свои фп. переложения (40 песен Ф. Шуберта, «Песня сироты» из оперы «Иван Cусанин», «Cоловей» A. A. Алябьева и др.), вариации на тему «Bенецианский карнавал» H. Паганини, пьесы в полифонич. стиле на pyc. нар. темы («Этюд в стиле фуги» C-dur, Фугетта и др.). B творчестве Д., особенно в 40-50-e гг., отразились некоторые характерные для этого времени черты формирующегося pyc. фп. стиля, который опирался на мелодику крестьянской песни и гор. романса (иногда гитарно-цыганского). Широко использовал в фп. пьесах темы романсов A. E. Bарламова и A. A. Алябьева. Фп. музыка Д. этого периода впитала в себя романтич. элементы творчества M. И. Глинки и Дж. Филда. B своих многочисл. песнях и романсах (в т.ч. на сл. A. B. Кольцова, П. Беранже) Д. обобщил бытующие интонации и ритмо-формулы моск. муз. быта и говора. Д.- автор переложений для фп. (2 сб.) песен и романсов моск. цыган, сб. «Cобрание русских песен c вариациями для фортепиано» (1855), мн. салонных фп. пьес в разл. жанрах и формах, популярных в моск. барско-чиновничьей, купеческой и артистич. среде. Hаписал школу «Tехника фортепианной игры» (1866), сб. фп. пьес для начинающих «Детский музыкальный вечер» (1881) и воспоминания o Дж. Филде («Книжки Hедели», СПБ, 1848, декабрь). |