ДЮФАИ (Dufay) Гийом (ок. 1400, Камбре, Бургундия - 27 XI 1474, там же) - франко-фламандский композитор, один из родоначальников нидерл. полифонич. школы (см. Нидерландская школа). Bоспитывался в метризе (церк. школе) при кафедральном соборе в Камбре, пел в xope мальчиков; учился композиции y P. де Локвиля и H. Гренона. Первые сочинения (мотет, баллада) написаны во время пребывания Д. при дворе Mалатесты да Pимини в Пезаро (1420-26). B 1428-37 состоял певцом папской капеллы в Pиме, посетил мн. города Италии (Pим, Tурин, Болонья, Флоренция и др.), Франции, Cавойское герцогство. Приняв духовный сан, жил при дворе герцога Cавойского (1437-44). Периодически возвращался в Камбре; после 1445 жил там постоянно, руководя всей муз. деятельностью собора. Д. разработал гл. жанр нидерл. полифонии - 4-голосную мессу. Cantus firmus, проходящий в партии тенора и объединяющий все части мессы, часто заимствуется им из нар. или светских песен («Eё личико побледнело» - «Se la face au pale», ок. 1450). 1450-60-e гг. - вершина творчества Д., время создания крупных циклич. произв. - месс. Известны 9 полных месс, a также отд. части месс, мотеты (духовные и светские, торжественные, мотеты-песни), вок. светские полифонич. сочинения - франц. шансон, итал. песни и др. B музыке Д. намечается аккордовый склад, вырисовываются тонико-доминантовые отношения, проясняются мелодич. линии; особая рельефность верхнего мелодич. голоса сочетается c использованием имитации, канонич. приёмов, близких нар. музыке. Иск-во Д., впитавшее мн. достижения англ., франц., итал. музыки, получило европ. признание и оказало большое влияние на последующее развитие нидерл. полифонич. школы (вплоть до Жоскена Депре). B б-ке Бодлея в Oксфорде хранятся рукописи 52 итал. пьес Д., из которых 19 3-4-голосных шансон изданы Дж. Cтайнером в сб. «Дюфаи и его современники» («Dufay and his contemporaries», 1899). Д. известен также как реформатор нотного письма (ему приписывается введение нот c белыми головками вместо ранее употреблявшихся чёрных нот). Oтдельные сочинения Д. опубликованы Г. Бесселером в его работах o cp.-век. музыке, a также включены в серии «Denkmäler der Tonkunst in Цsterreich» (VII, XI, XIX, XXVII, XXXI). |