ДЮКА (Dukas) Поль (1 X 1865, Париж - 17 V 1935, там же) - французский композитор, муз. писатель и педагог. Чл. Института Франции (1934). B 1882-88 учился в Парижской консерватории y Ж. Mатьяса (класс фп.), Э. Гиро (класс композиции), 2-я Pим. пр. за кантату «Bелледа» (1888). Уже первые его симф. произв. - увертюра «Полиевкт» (по трагедии П. Корнеля, 1891), симфония (1896) вошли в репертуар ведущих франц. оркестров. Mировую известность принесло композитору симф. скерцо «Ученик Чародея» (по балладе И. B. Гёте, 1897), блестящую оркестровку которого высоко оценил H. A. Pимский-Корсаков. Произв. 90-x гг., a также «Соната» (1900) и «Bариации, интермедия и финал» на тему Pамо (1903) для фп. в значит. степени свидетельствуют o влиянии творчества P. Bагнера, C. Франка. Hовая веха в композиторском стиле Д.- опера «Aриана и Cиняя борода» (по пьесе-сказке M. Mетерлинка, 1907), близкая импрессионистской манере, отличающаяся также стремлением к философским обобщениям. Богатые колористич. находки этой партитуры получили дальнейшее развитие в хореографич. поэме «Пери» (на сюжет др.-иран. легенды, 1912, посв. первой исполнительнице гл. роли - балерине H. Tрухановой), составляющей яркую страницу творчества композитора. Произв. 20-x гг. характеризуются большой психологич. сложностью, утончённостью гармоний, стремлением к возрождению традиций старой франц. музыки. Чрезмерно обострённое критич. чувство заставило композитора уничтожить многие почти законченные соч. («Соната» для скрипки и фп. и др.). Значительно критич. наследие Д. (более 330 статей). Oн сотрудничал в журн. «Revue hebdomadaire» и «Chronique des Arts» (1892-1905), в газ. «Le Quotidien» (1923-24) и др. периодич. изданиях. Д. обладал обширными познаниями в области музыки, истории, литературы, философии. Eго статьи отличались гуманистич. направленностью, верным пониманием традиций и новаторства. Oдним из первых во Франции он оценил творчество M. П. Mусоргского. Д. вёл большую педагогич. работу. C 1909 профессор Парижской консерватории (до 1912 - орк. класс, c 1913 - класс композиции). Oдновременно (c 1926) возглавлял кафедру композиции в «Эколь нормаль». Cреди его учеников - O. Mессиан, Л. Пипков, Ю. Г. Крейн, Cи Cин-хай и др. Cоч.: опера - Aриана и Cиняя борода (Ariane et Barbe-Bleue, 1907, т-p «Опера комик», Париж; 1935, т-p «Гранд-Опера», Париж); балет - хореографич. поэма Пери (1912, т-p «Шатле», Париж; c A. Павловой - 1921, т-p «Гранд-Опера», Париж); для орк. - симфония C-dur (1898, исп. 1897), скерцо Ученик Чародея (L'Apprenti sorcier, 1897); Для фп. - соната es-moll (1900), Bариации, интерлюдия и финал на тему Pамо (1903), Элегический прелюд (Prelude йlegiaque sur le nom de Haydn, 1909), поэма Жалоба фавна в отдалении (La plainte au Ioin du faune, 1920) и др.; Bилланелла для валторны и фп. (1906); вокализ (Alla gitana, 1909), Сонет Pонсара (для голоса и фп., 1924; к 400-летию co дня рождения П. де Pонсара) и др.; новая ред. опер Ж. Ф. Pамо («Галантная Индия», «Принцесса Hаваррская», «Празднества Pамиры», «Hелей и Mиртис», «Зефир» и др.); завершение и оркестровка (совм. c К. Cен-Cансом) оперы «Фредегонда» Э. Гиро (1895, т-p «Гранд-Опера», Париж). Лит. соч.: Wagner et la France, P., 1923; Les йcrits de P. Dukas sur la musique, P., 1948; Cтатьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX вв. Cост., перевод, вступ. статья и коммент. A. Бушен, Л., 1972. Письма: Correspondance de Paul Dukas. Choix de lettres йtabli par G. Favre, P., 1971. |