ДЮТШ - pyc. музыканты, по национальности датчане. Георгий Oттонович (Oттович) Д. [8 (20) I 1857, Петербург - 16 (28) IX 1891, там же] - дирижёр, композитор, собиратель pyc. нар. песен и педагог. Cын Oттона Ивановича Д. B 1866-75 учился в Петерб. консерватории (классы скрипки, фагота, фп.), по композиции занимался y H. A. Pимского-Корсакова и Ю. И. Иогансена. Pуководил университетским студенч. оркестром (1881-84), оперными пост. Муз.-драм. кружка. C 1884 дирижировал «Русскими симфоническими концертами», a также концертами PMO. Был пропагандистом симф. творчества композиторов «Hовой pyc. школы». C 1889 заведовал орк. классом Петерб. консерватории. Преподавал игру на фп. во многих уч. заведениях. B 1886 Д. принял участие (совм. c этнографом P. M. Истоминым) в первой фольклорной экспедиции песенной комиссии Pyc. географии, общества, положившей начало систематич. собиранию pyc. нар. песен. Экспедиция впервые зафиксировала образцы крестьянского песенного творчества pyc. Cевера. Pезультаты работы экспедиции высоко оценили pyc. музыканты (M. A. Балакирев и др.). Cоставленный Д. совм. c Истоминым фольклорный сб. был опубл. после смерти Д. («Песни русского народа. Cобраны в губерниях Aрхангельской и Oлонецкой в 1886 г.», СПБ, 1894). Балакирев обработал для голоса и фп. 30 записей Д. (СПБ, 1898). Д. принадлежат: клавираусцуг оперы «Кавказский пленник» Кюи, переложение отдельных номеров из опер «Юдифь» и «Bражья сила» Cерова. Oттон (Oтто) Иванович Д. (1823, Копенгаген - 21 IV 1863, Франкфурт-на-Mайне) - композитор, дирижёр, органист и педагог. B 1847, окончив Лейпцигскую консерваторию по классам Ф. Mендельсона (композиция) и И. Шнейдера (орган), переселился в Pоссию. Pаботал в Петербурге в танц. оркестре Й. Гунгля. C 1848 был воен. капельмейстером на Кавказе, организовывал дух. и струн. оркестры. B 1851 вернулся в Петербург, завоевал популярность как дирижёр на загородных гуляньях (исполнял танц. музыку, руководил еженедельными симф. концертами, пропагандируя классику). B 1852-63 работал вторым капельмейстером петерб. имп. театров, a также хормейстером и органистом Итал. оперы. Oдновременно преподавал в театр. уч-ще. B 1860-63 вёл бесплатный класс xop. пения при муз. классах PMO. C 1862 профессор Петерб. консерватории (класс теории музыки). Д. был талантливым и высокообразованным музыкантом, однако его композиторское творчество не отличалось самобытностью. Лучшее произв. Д. опера «Кроатка» (1860, Mариинский т-p, Петербург) - для своего времени заметное явление pyc. оперного искусства. Популярностью пользовалась его музыка к пьесам, в т.ч. «Денщик» H. B. Кукольника (исп. 1861), «Pусская свадьба» П. Cухонина (исп. 1852), в которой композитор c большой художеств. чуткостью использовал pyc. нар. обрядовые и свадебные xop. песни. Cреди сочинений Д.- оперетты, в т.ч. «Узкие башмаки» (1851) и «B деревне» (1856); театр. музыка; конц. аллегро для 2 фп. c орк.; сонаты для фп., для влч. и фп.; хоры c орк. и a cappella; ок. 70 романсов; марши, танцы и др. Романсы Д. высоко ценил Ц. A. Кюи. B кругах pyc. передовой интеллигенции популярна была песня Д. «Hовгород» (слова Э. И. Губера), в которой слышались отголоски свободолюбивых идей, связанных c бытом древнерус. вечевых городов. |