ДА ПОНТЕ (Da Ponte) Лоренцо (наст. имя и фам. - Эмануэле Конельяно, Conegliano) (10 III 1749, Ченеда, ныне Витторио-Венето - 17 VIII 1837, Нью-Йорк) - итал. писатель-либреттист. При крещении семьи отца (еврей по национальности) в 1763 получил имя ченедского епископа Лоренцо Да Понте. С 1769 учился в духовной семинарии в Портогруаро; в 1773 принял монашеский сан (аббат). Преподавал литературу и красноречие (1774-76 в Тревизо, откуда был уволен за распространение руссоистских идей). Жил в Дрездене, с 1781 в Вене (1783-91 - придв. поэт-либреттист), с 1792 в Лондоне (в т.ч. работал в «Кингс-тиэтр»). В Вене и Лондоне написал 30 самостоят. и неск. переводных либретто, преим. в жанре оперы-буффа. Выделяются его тексты для опер В. А. Моцарта: «Свадьба Фигаро» (по Бомарше), «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (переделка либр. Дж. Бертати) и «Все они таковы, или Школа любовников» («Так поступают все женщины»). На тексты Да П. писали оперы А. Сальери («Богач на день» - первое либр. Да П., 1784; «Аксур, царь Ормуза» - переделка либр. оперы «Тарар» Сальери, написанного Бомарше, и др.), B. Мартин-и-Солер («Добродетельный ворчун», по К. Гольдони; «Редкая вещь, или Красота и добродетель», по новелле Л. Велеса де Гевары «Дианино древо»), C. Стораче («Ошибки», по «Комедии ошибок» Шекспира), П. Винтер («Похищенная Прозерпина» - последняя работа Да П., 1804) и др. Лучшие либретто Да П. отмечены мастерством характеристик, искусным построением интриги (особенно в финалах), изяществом стиха. С 1805 Да П. жил и работал в Сев. Америке. Был здесь театр. антрепренёром (итал. оперная труппа в Нью-Йорке), преподавал итал. язык и литературу (в т.ч. с 1825 в Колумбийском университете в Нью-Йорке). Его мемуары («Воспоминания Лоренцо Да Понте из Ченеды, им самим написанные») интересны как историко-культурный документ, но не безупречны с точки зрения фактологии. Соч.: Memorie di Lorenzo Da Ponte da Ceneda, scritte da esso, v. 1-4, N. Y., 1823-27; нов. изд., v. 1-2, Bari, 1918; в нем. пер. - Denkwürdigkeiten, Bd 1-3, Dresden, 1924 (сокр. изд.-Tübingen, 1969, В., 1970). |