ДАРВЕШ АЛИ ЧАНГИ, Чанги (тадж., букв. - арфист) (2-я пол. 16 в. - нач. 17 в.) - тадж. учёный, певец, арфист 1-й пол. 17 в. Деятельность его проходила в Бухаре, Андижане и др. городах. Автор «Трактата о музыке» («Рисолаи мусики»; 2-й вариант трактата носит назв. «Тухфатус-сурур» - «Дары радости»), состоящего из раздела о муз. науке (гл. 1-6) и жизнеописаний музыкантов (гл. 7-12). В решении муз.-теоретич. вопросов был представителем школы Наджмиддина Кавкаби, выдающегося муз. деятеля Бухары 16 в. Эта школа отошла от математич. метода в изучения теории, углубляясь в вопросы муз. практики. Излагает систему 12 макомов, 24 шуъба, 6 авоза, 3 рангов (основных и производных ладообразовании); учение об усулях (ритмич. основе); о формах и видах произв.: инстр. (пешрав), вок.-инстр. (амаль, савт, накш, кор и др.), речитативных (садж), усложнённого ритма (миатайн) и др.; об инструментах: танбур, най, чанг, органун, самтур, кобуз, конун, барбат и др. В его трудах отражены также совр. автору муз. жизнь и, что особенно ценно, муз. творчество гор. трудового народа (пекарей, портных, строителей, врачей), которое развивалось несмотря на преследования со стороны реакц. духовенства. |