ДАВЫДОВ (наст. фам. - Карапетян) Александр Давыдович [4 (16) 1 1849, Кавказ - 20 I (2 II) 1911, Петербург] - русский певец (тенор), артист оперетты и эстрады. По национальности армянин. Учился в Моск. Лазаревском институте вост. языков. Пел в хоре Итал. оперы в Тбилиси. В 1876 исполнил партию Торопки («Аскольдова могила») на сцене Большого театра (впоследствии неоднократно выступал в этой партии). В 1879-1884 работал в Малом театре в Москве. С 1876 выступал (исполнял комич. роли) в Моск. Народном театре С. В. Танеева, затем в Моск. артистич. кружке - преим. в опереттах, пост. М. В. Лентовским («Птички певчие», «Синяя борода» Оффенбаха, «Лёгкая кавалерия» Зуппе, «Корневильские колокола» Планкета и др.). После успеха в муз. мозаике «Цыганские песни в лицах» (роль Антипа) Д. основное внимание уделял исполнению на конц. эстраде цыганских песен (его называли «королём цыганского романса»). Д. обладал красивым мягким голосом, большим сценич. обаянием. Широкую популярность завоевали исполненные Д. романсы: «Пара гнедых», «Нищая», «Не говори, что молодость сгубила», «Отойди» и др. Нек-рые из них записаны певцом на пластинки. Выступал также в жанре мелодекламации. ДАВЫДОВ (наст. фам. - Левенсон) Александр Михайлович (1872, имение в Полтавской губ. - 28 VI 1944, Москва) - советский певец (лирико-драм. тенор). Засл. арт. Республики (1924). Брал уроки пения у К. Эверарди в Киеве, затем у Е. К. Ряднова в Петербурге. С 1889 солист Киевского оперного театра, с 1892 пел в оперных антрепризах в Тбилиси, Екатеринославе, Харькове и др. городах. В 1900 дебютировал в Мариинском театре в партии Германа (ставшей впоследствии одной из лучших партий артиста). Ровный голос необыкновенно мягкого тембра, совершенство муз. фразировки, тонкое артистич. дарование отличали искусство Д. Он считался лучшим Канио на рус. сцене, пользовался большим успехом в партиях Зигмунда, Логе и Миме («Кольцо нибелунга» Вагнера). Среди др. партий: Синодал, Самозванец, Ленский, Дубровский, Отелло, Тангейзер, Самсон; Рауль («Гугеноты»), Хозе и мн. др. Из-за внезапно наступившей глухоты был вынужден оставить в 1914 оперную сцену. До 1924 занимался концертно-исполнит. деятельностью, с успехом исполнял рус., цыганские и неаполитанские песни и романсы. В середине 20-х гг. уехал за границу, в 1934 работал режиссёром оперной труппы в Париже, в которой пел Ф. И. Шаляпин. В 1935 вернулся в СССР. С 1936 преподавал в вечерней школе пения при Ленингр. театре оперы и балета. ДАВЫДОВ Михаил Давыдович [12 (25) V 1913, Андижан - 16 VI 1981, Ташкент] - советский певец (лирич. тенор) и педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1978). В 1939 окончил Узб. студию при Моск. консерватории у Н. И. Сперанского. С 1933 артист Узб. театра муз. драмы им. Я. М. Свердлова, с 1939 солист Узб. театра оперы и балета. Партии: Ленский, Юродивый; Шуйский («Борис Годунов»), Фауст, Фра-Дьяволо; Альмавива («Севильский цирюльник»), Альфред, Григорий; Джура («Буран» Ашрафи и Василенко), Назир («Хамза» Бабаева), Посол («Улугбек» Козловского), Олимджон («Зейнаб и Омон» Закирова), Хидоят («Проделки Майсары» Юдакова). Большое место в конц. репертуаре Д. занимают узб., тадж., тат. и азерб. нар. песни. С 1966 преподаватель Ташкентского театр. института им. А. Н. Островского. ДАВЫДОВ Степан Иванович [1777-10 (22) V 1825, Москва] - русский композитор, дирижёр и педагог. Учился в Придв. певч. капелле в Петербурге у Дж. Сарти. В 1800-04 и 1806-10 капельмейстер театр. школы. Переехав в Москву, руководил муз. частью театра Шереметевых. С 1815 капельмейстер и учитель пения при моск. казённых театрах. Творчество Д. связано гл. обр. с театром. Наиболее крупная его работа - музыка 3-й и 4-й частей оперной тетралогии «Днепровская русалка» (1805, 1807), а также 6 дополнит. номеров к 1-й её части (1-я ч. - это переработка зингшпиля австр. комп. Ф. Кауэра «Женщины Дуная»). Автор балетов «Увенчанная благость» (1801) и «Жертвоприношение благодарности» (1802, оба пост. И. И. Вальберхом), музыки к трагедиям «Ирод и Мариамна» Державина (1808), «Электра и Орест» Грузинцева (1809), «Дмитрий Донской» Озерова (1824). Д. принадлежит музыка патриотич. дивертисментов, включающая хор. и орк. обработки народных песен и танцев: «Семик, или Гулянье в Марьиной роще», «Филатка с Федорой у качелей под Новинским» (оба 1815), «1 мая, или Гулянье в Сокольниках», «Гулянье на Воробьёвых горах» (оба 1816), «Праздник жатвы» (1824). Написал также духовные сочинения (10 четырёхгол. концертов, 3 концерта для 2 хоров и др.), песни. В творчестве Д. жанровая характерность, идущая от широкого использования фольклорных элементов, соединяется с повышенной романтич. экспрессией. Пейзажно-описат. эпизоды его опер (напр., вступление к 3-й ч. «Русалки», изображающее грозу) являются первыми образцами романтич. орк. звукописи в рус. музыке. ДАВЫДОВ Юрий Львович [24 IV (6 V) 1876, Женева - 16 IV 1965, Клин] - сов. муз.-обществ. деятель. Племянник П. И. Чайковского, внук декабриста В. Л. Давыдова. В 1939-61 гл. хранитель Дома-музея П. И. Чайковского в Клину. Соч.: Записки о П. И. Чайковском, М., 1962; Клинские годы творчества Чайковского, М., 1965. ДАВЫДОВ, Давидов Карл Юльевич [3 (15) III 1838, Кулдига, ныне Латв. ССР - 14 (26) II 1889, Москва] - рус. виолончелист, композитор, дирижёр и муз. деятель. Окончил Моск. университет со званием кандидата математич. наук (1858). Игре на виолончели учился у А. И. (Генриха) Шмита, а также К. Ю. Шуберта. С 14 лет участвовал в публичных концертах как солист. Уже в юности сочинял музыку (оперы «Рудокопы» и «Калигула»). В 1859 в Лейпциге брал уроки композиции у М. Гауптмана. С успехом концертировал в Германии (в 1859 исп. свой 1-й виолончельный концерт). В 1860-62 профессор Лейпцигской консерватории и одновременно концертмейстер оркестра Гевандхауза. В 1862-82 солист оркестра Итал. оперы в Петербурге, до 1887 участник квартета Петерб. отделения РМО (во главе с Г. Венявским, с 1868 - с Л. С. Ауэром). В 1862-87 профессор Петерб. консерватории (руководил виолончельным, а также камерным, орк. и оперным классами; в 1876-87 директор). Он способствовал совершенствованию уч. процесса и приближению его к практич. задачам. Прогрессивные взгляды Д. вызывали недовольство реакц. офиц. кругов (этим в значительной степени объясняется его уход из консерватории). Д. с успехом концертировал в России (в 1887 совм. с В. И. Сафоновым выступил в 32 городах) и за границей. Среди его партнёров - пианисты А. Г. Рубинштейн, А. Н. Есипова, С. И. Танеев, Ф. Лист, К. Сен-Санс, X. Бюлов. Конц. деятельность Д. носила просветительский характер, в его репертуаре были лучшие произв. рус. и заруб. авторов, в т.ч. сонаты Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Шопена, К. Сен-Санса, А. Г. Рубинштейна, концерты Р. Шумана, Сен-Санса, а также собственные. Художеств. взгляды Д. основывались на реалистических принципах рус. классич. муз. культуры; он был творчески и дружески связан с П. И. Чайковским, А. П. Бородиным, Н. А. Римским-Корсаковым. Исполнительское искусство Д. отличалось высокой культурой, тонким вкусом, полнотой и выразительностью звучания, мастерской техникой. Чайковский отмечал у Д. «счастливое сочетание артистических свойств, ставящих его во главе всех существующих виолончелистов». Среди сочинений Д. - симф. поэма «Дары Терека», струн. квартет и секстет, фп. квинтет, романсы и многочисл. виолончельные произв., в т.ч. 4 концерта и «Фантазия на русские песни». Сочетание выразительной кантилены и виртуозной техники, основанное на глубоком понимании природы виолончели, способствует сохранению ряда произв. Д. в педагогич., а частично и в конц. репертуаре. Ему принадлежат также транскрипции пьес Бетховена, Шумана, Шопена, С. Монюшки, Ц. А. Кюи. Крупнейший педагог, Д. возглавил рус. классич. виолончельную школу 2-й пол. 19 в., воспитал плеяду первоклассных виолончелистов. Среди его петерб. учеников - А. В. Вержбилович, Д. С. Бзуль, С. Л. Морозов, Н. Н. Логановский, А. Е. Воробьёв, А. В. Кузнецов, А. Э. Глен, Ф. В. Мулерт, П. П. Фёдоров, В. П. Гутор; у Д. учились также иностр. виолончелисты - Й. Григ, Г. Виган, К. Фукс, Л. Стерн и др. В 1888 в Лейпциге была издана 1-я ч. его «Школы для виолончели», осн. на принципе единства художеств. и технич. развития ученика (в 1947 впервые издана в Москве с восстановленным рус. текстом под ред. и с доп. С. М. Козолупова и Л. С. Гинзбурга). |