ДАВЫДОВА (по мужу - Мчедлидзе) Вера Александровна [р. 17 (30) IX 1906, Нижний Новгород, ныне Горький] - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. Нар. арт. РСФСР (1951) и засл. арт. Груз. ССР (1944). Чл. КПСС с 1951. Деп. Верх. Совета РСФСР 2-го и 3-го созывов. В 1930 окончила Ленингр. консерваторию (класс Е. В. Девос-Соболевой). С 1929 солистка Ленингр. театра оперы и балета, в 1932-56 - Большого театра СССР (дебютировала в партии Амнерис). Д. обладала сильным голосом мягкого тембра, тонким муз. вкусом, благодарной сценич. внешностью. Первая исполнительница в Большом театре партий: Аксиньи (1936); Груни («Броненосец «Потёмкин»« Чишко, 1938), Ниловны («Мать» Желобинского, 1939), Стеши («Декабристы», 1953). Среди лучших партий: Марфа («Хованщина»; Гос. пр. СССР, 1951), Любаша («Царская невеста»), Марина Мнишек; Любовь («Мазепа»), Любава («Садко»; Гос. пр. СССР, 1950), Кармен, Амнерис, Азучена. Выступала также как конц. певица. В её репертуаре рус. и зарубежные романсы. В 1946 исполнила цикл из 7 сольных концертов - «Развитие русского романса от его истоков до сегодняшнего дня» (Гос. пр. СССР, 1946). С 1959 преподаватель Тбилисской консерватории (с 1964 профессор). Среди её учениц - Т. А. Гургенидзе, M. P. Касрашвили и др. Гастролировала за рубежом (Финляндия, Иран, Польша, Дания, Норвегия, Швеция, Венгрия и др.). Соч.: Певческое дыхание и некоторые советы по постановке голоса, Тб., 1966 (совм. с Дм. Мчедлидзе). ДАВЫДОВА Софья Осиповна (1875-1958) - сов. пианистка. Засл. арт. РСФСР (1935). Училась в Петерб. консерватории у А. Н. Есиповой, совершенствовалась в Вене у Т. Лешетицкого. Творческую деятельность начала к 1896 в качестве аккомпаниатора, вскоре выдвинувшись в число лучших рус. пианистов-ансамблистов. Была аккомпаниатором Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, Н. Н. Фигнера, И. В. Ершова, И. В. Тартакова, П. З. Андреева, В. И. Касторского, А. Н. Давыдова и др. виднейших певцов. Выступала совм. с А. В. Вержбиловичем, Л. С. Ауэром, Я. Кубеликом, Э. Фёйерманом, Я. Хейфецем, М. Эльманом и др. Известна также как интерпретатор камерно-инстр. музыки. С 1922 работала в Ленингр. филармонии концертмейстером, вела большую педагогич. работу, способствуя развитию камерного исполнительства и популяризации камерной музыки. |