ДАВИД (David) Иоганн Непомук (р. 30 XI 1895, Эфердинг, Верхняя Австрия) - австрийский композитор и органист. Получив начальное муз. образование в монастыре св. Флориана, стал учителем нар. школы в Кремсмюнстере. Композицию изучал самоучкой, затем у Й. Маркса в Венской академии музыки и сценич. искусства (1920-23). В 1924-34 органист и хор. дирижёр в Вельсе (Верхняя Австрия). С 1934 преподавал композицию в Лейпцигской консерватории (с 1939 директор), с 1948 - в Высшей муз. школе Штутгарта. В 1945-48 директор «Моцартеума» в Зальцбурге. Ранние соч. Д., контрапунктич. и атональные, связаны с муз. стилем экспрессионизма (камерная симфония «In media vita», 1923). Освободившись от влияния А. Шёнберга, Д. стремится обогатить совр. симфонизм средствами старинной полифонии времён готики и барокко. В зрелых соч. композитора ощущается стилистич. родство с творчеством А. Брукнера, И. С. Баха, В. А. Моцарта. Соч.: оратория - Ezzolied, для солистов, хора и орк. с органом, 1957; для орк. - 10 симфоний (1937, 1938, 1941, 1948, 1951, 1953 - Sinfonia preclassica; 1954, 1955 - Sinfonia breve; 1956, 1959 - Sinfonia per archi), Партита (1935), Дивертисмент на старые народные песни Кume, kum, geselle min (1939), Партита (1940), Вариации на тему Баха (для камерного орк., 1942), Симфонические вариации на тему Шюца (1942), симф. фантазия Магический квадрат (1959), для струн. орк. - 2 концерта (1949, 1950), Немецкие танцы (1953); концерты с орк. - 2 для скр. (1952, 1957); для альта и камерного орк. - Меланхолия (1958); камерно-инстр. ансамбли - сонаты, трио, вариации и др.; для органа - Choralwerk, I - XIV, 1930-62; обр. нар. песен. ДАВИД (David) Карл Генрих (30 XII 1884, Санкт-Галлен - 17 V 1951, Нерви, Италия) - швейц. композитор и муз. критик. Учился в Кёльнской (1902-04) и Мюнхенской консерваториях. В 1910-14 преподавал муз.-теоретич. предметы в Базельской консерватории. В 1915-17 жил в Кёльне и Берлине, с 1918 - в Цюрихе; вёл журналистскую деятельность; в 1928-41 руководил изданием «Schweizerische Musikzeitung». Автор ряда муз.-сценич. произв. (в т. ч. оперы «Золушка» - «Aschenputtel», 1921, Базель), 4 симфоний (наиболее известна 4-я - «Симфония серебряного берега» - «Sinfonie de la cote d'argent», 1948), концертов для разл. инструментов с оркестром (2 для фп., 5 для скрипки, а также для альта, виолончели, саксофона) и др. симф., камерно-инстр., хор. и камерно-вок. сочинений. ДАВИД (David) Фелисьен Сезар (13 IV 1810, Кадне, Воклюз - 29 VIII 1876, Сен-Жермен-ан-Ле) - французский композитор. Чл. Ин-та франции (1869). Получил классич. образование в иезуитском коллеже г. Экс-ан-Прованс, одновременно обучался музыке в церк. хор. школе. В 1828 второй дирижёр гор. театра в Эксе, в 1829 церк. капельмейстер. В 1830 переехал в Париж, занимался в консерватории у Ф. Ж. Фетиса (контрапункт и композиция) и Ф. Бенуа (орган). Брал также уроки гармонии у Н. А. Ребера. В 1831 вступил в общество сенсимонистов, сочинял песнопения для концертов т. н. «апостолов сенсимонизма». В 1833-35 в качестве миссионера (пропагандировал идеи утопич. социализма) посетил страны Бл. и Ср. Востока. Изучал нар. музыку, собирал оригин. вост. мелодии, которые позднее использовал в своих сочинениях. Возвратившись в Париж, издал сб. «Восточные мелодии» для фп. («Melodies orientales», 1835). Известность Д. принесла ода-симфония «Пустыня» («Le desert», 1844, с хором и чтецом, на текст поэта сенсимониста О. Колена); в ней использованы араб. мелодии. В 1845 Д. совершил конц. турне (дирижировал собств. сочинениями) по Германии, Англии и Австрии. В 60-х гг. посетил Россию. Творчество Д. носит ярко выраженный романтический характер. Д. заложил основы ориентализма во франц. музыке 19 в. Его произв. отличаются изяществом, оригинальностью мелодич. материала, свежестью гармоний, изобретательностью инструментовки. Нек-рые приёмы композиторской техники Д. предвосхищают франц. муз. импрессионизм. Соч.: оперы - Бразильская жемчужина (La perle du Bresil, 1851, «Театр лирик», Париж), Геркуланум (1859, театр «Гранд-Опера», Париж), Лалла-Рук (по поэме Т. Мура, 1862, театр «Опера комик», Париж), Сапфир (по комедии «Конец - делу венец» Шекспира, 1865, там же), Пленница (La captive, не пост.), Арендатор из Франковилля (не оконч.; популярна была мелодия «Ласточки» из этой оперы); оратория - Моисей на горе Синае (1846); оды-симфонии - Пустыня (Le desert, 1844), Христофор Колумб (1847); мистерия «Эдем» (1848); симфонии - 4 (из них опубл. одна - F-dur, 1846); камерно-инстр. ансамбли - 24 струн. квинтета (Четыре времени года - Les quatres saisons), 2 нонета для дух. инструментов; фп. пьесы, хоры, романсы и др. ДАВИД (David) Фердинанд (20 I 1810, Гамбург - 19 VII 1873, Клостерс, Швейцария) - нем. скрипач, композитор, дирижёр и педагог. Ученик Л. Шпора (скрипка) и М. Гауптмана (композиция). С 1826 играл в оркестре Корол. оперы в Берлине. В 1829-35 возглавлял струн. квартет мецената Липхарта в Дерпте (Тарту). Концертировал в Петербурге, Москве, Риге. С 1835 концертмейстер оркестра Гевандхауза и рук. его постоянного квартета. С 1843 профессор консерватории в Лейпциге. Первый исполнитель (1845) скрипичного концерта Мендельсона, написанного композитором специально для Д. Наряду с Л. Шпором и Й. Иоахимом, крупнейший представитель нем. скрипич. школы 19 в. Его исполнению были присущи новые, изысканные приёмы игры, тонкость тембровых красок, тщательно разработанная техника летучих штрихов (последнее сказалось на фактуре финала концерта Мендельсона). Д. нарушил общепринятую в 1-й пол. 19 в. концертную программу скрипачей. В эпоху господства салонных виртуозов, блестящих попурри и фантазий на популярные темы опер он возродил забытые произв. И. С. Баха, А. Корелли, Дж. Тартини и мн. др. композиторов 17-18 вв., обработав их для совр. исполнения. Изданные под редакцией Д. «Сонаты и партиты для скрипки соло Баха» (1843) и антология «Высшая школа скрипичной игры» («Die hohe Schule des Violinspiels», 1867-72, 1903) имели громадное значение для утверждения нового скрипичного исполнит. стиля. Опубликованную им в этой антологии популярную Чакону (g-moll) T. Витали некоторые исследователи считают его собственным сочинением. Д. вёл широкую педагогич. работу, воспитал выдающихся скрипачей, в т.ч. Й. Иоахима и А. Вильгельми. Деятельность Д. как исполнителя, педагога и редактора оставила глубокий след в истории скрипичного искусства и явилась одним из зачит. этапов развития скрипичного репертуара. В композиторском творчестве Д. был последователем Мендельсона. Д. - автор оперы «Ганс Вахт» (1852, Лейпциг), 2 симфоний, 5 скрипич. концертов, мн. пьес для скрипки и фп., песен, каденций к скрипичным концертам Моцарта и Бетховена, а также «Скрипичной школы» («Violinschule», 1863) и др. |