ДЕЛЬ МОНАКО (Del Monaco) Марио (р. 27 VII 1915, Флоренция) - итальянский певец (драм. тенор). Пению обучался у Мелокки в Пезарской консерватории. На оперной сцене впервые выступил в 1941 в партии Пинкертона (Милан, театр «Пуччини»). Затем пел во Флоренции, Падуе и Парме. В 1943 дебютировал в театре «Ла Скала», исполнив партию Рудольфа в «Богеме». В последующие годы становится одним из ведущих итал. теноров, поёт в театрах Рима, Болоньи, Милана, Вероны, Неаполя, Флоренции и др. городов Италии. С триумфальным успехом гастролировал в Лондоне (1946, «Ковент-Гарден»), Стокгольме, Рио-де-Жанейро, Лисабоне, Буэнос-Айресе, Нью-Йорке (1950-51, «Метрополитен-опера»), Сан-Франциско, Барселоне, Париже (1954, «Гранд-Опера»), Москве (1959, Большой театр; исполнял партии Хозе и Канио), Берлине и др. городах мира. С кон. 1960-х гг. выступает в Италии в оперных театрах и с конц. программами. Д. М. - один из выдающихся совр. оперных певцов. Превосходные вок. данные (голос обширного диапазона, необычайной силы, насыщенного тембра - с баритональной окраской в нижнем и прозрачностью звучания в верхнем регистрах), блестящее мастерство, тонкое чувство стиля и искусство перевоплощения позволяют Д. М. исполнять разнохарактерные партии оперного репертуара. Особенно близки артисту героико-драм. и трагич. партии опер Верди и веристов: Радамес, Манрико; Эрнани, Альваро («Эрнани», «Сила судьбы»), Каварадосси; Джонсон, Калаф («Девушка с Запада», «Турандот» Пуччини), Канио; Туридду («Сельская честь» Масканьи), Андре Шенье («Андре Шенье» Джордано); лучшая из них - Отелло, исполняемая Д. М. с мужеств. страстностью и глубокой психологич. правдивостью (за интерпретацию этой партии удостоен премии «Золотая арена» - «Arena d'Oro», 1955). Среди др. партий: Хозе; Поллион («Норма» Беллини), Эдгар («Лючия ди Ламмермур»), Де Грие («Манон Леско» Пуччини, «Манон» Массне), Герцог («Риголетто»), Фауст («Мефистофель» Бойто) и др. Награждён почётными премиями «Золотой Орфей» («Orfeo d'Oro», 1957) и «Золотые тропы» («Viotti d'Oro», 1959). Снимался в муз. фильмах (в т.ч. «Джузеппе Верди», 1953). |