ДЕЛИБ (Delibes) Клеман Филибер Лео (21 II 1836, Сен-Жермен-дю-Валь, Сарта - 16 I 1891, Париж) - французский композитор. Чл. Института Франции (1884). Первонач. муз. познания получил от своей матери (дочь солиста парижского театра «Опера комик» баритона Э. Батисте и сестра профессора Парижской консерватории органиста Э. Батисте). В 1847 после смерти отца (почтового служащего) Д. переехал с матерью в Париж. С 1848 учился в Парижской консерватории у Ф. Ле-Куппе (фп.), Ф. Бенуа (орган), Ф. Базена (гармония), А. Адана (композиция). С 1853 работал аккомпаниатором «Театра лирик» и церк. органистом в парижских соборах, давал уроки (фп.), участвовал в качестве пианиста в бальных празднествах. В 1858 опубликовал в «Le Gaulois hebdomadaire» неск. муз.-критич. статей под псевд. Элуа Дельбе. В 1865-72 2-й хормейстер театра «Гранд-Опера». С 1881 профессор Парижской консерватории (класс композиции). Творчество Д., одного из крупнейших франц. композиторов 2-й пол. 19 в., в основном посв. муз.-сценич. искусству. Среди первых сочинений Д. - оперетты «На два су угольков» (1855), «Шесть девиц на выданьи» (1856, среди муз. номеров выделялся остроумный дуэт-пародия на оперу «Цампа» Герольда) и «Две старых сиделки» (1856). В одноактных комич. миниатюрах проявилось драматургич. мастерство композитора: острое ощущение театр. формы, умение рельефно обрисовать характер каждого персонажа, живость и демократизм мелодич. языка, впитавшего в себя жанрово-бытовые черты гор. фольклора. Внимание публики и критики привлекла одноактная комич. опера «Месье Гриффар» (1857). Это произв., написанное в стиле итал. оперы-буффа, отличается чисто франц. ритмич. изобретательностью, мелодич. изяществом. Европ. известность принесли композитору 3 оперы: «Так сказал король» (1873), «Жан де Нивель» (1880) и в особенности «Лакме» (1883). Отмеченная тонкой комедийностью, изяществом стиля, гармоничным слиянием музыки и текста, колоритной обрисовкой персонажей, опера «Так сказал король» (на сюжет из времён царствования Людовика XIV) - один из ярких образцов франц. комич. оперы. Лирико-романтич. опера «Лакме» написана на экзотич. сюжет. В опере воссоздан вост. колорит, выразительно передан драматизм сюжета, ярко нарисованы психологич. портреты нежной, глубоко любящей Лакме и сурового брамина Нилаканты. «Лакме» наряду с операми «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Бизе, «Самсон и Далила» Сен-Санса, «Король Лагорский» и «Таис» Массне принадлежит к числу лучших франц. лирико-ориентальных произв. Наибольших высот достиг Д. в области балета, выступив смелым новатором. Д. - первым из зап.-европ. композиторов развил драм. начало в танце, избрав метод симфонизации балетной музыки. Он расширил сферу лирико-психологич. выразительности традиц. балетных форм, внёс в свои партитуры нар.-жанровый колорит. Первый балетный опыт Д. - музыка 2 и 3-й картин балета «Ручей» (1866, 1 и 4-я картины написаны Л. Минкусом). Уже здесь он проявил глубокое понимание природы балетного искусства. Мировое признание принёс композитору балет «Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами» (1870). Балетная партитура «Коппелии» отличается цельностью композиции, музыка колоритно обрисовывает жанрово-бытовые ситуации и лирико-комедийные образы главных героев. Сквозное развитие, пластич. рельефность муз.-хореографич. действия характерны для последнего балета Д. - «Сильвия, или Нимфа Дианы» (1876). «Коппелия» и «Сильвия», ставшие по существу первыми симф. балетами, оказали заметное влияние на дальнейшее развитие муз.-хореографич. искусства 19-20 вв. Творчество Д. высоко ценил П. И. Чайковский. Соч.: оперы - Месье Гриффар (Maitre Griffard, 1857, «Театр лирик», Париж), Садовник и его господин (Le Jardinier et son seigneur, 1863, там же), Так сказал король (1873 «Опера комик», Париж), Жан де Нивель (1880, там же), Лакме (1883, там же), Кассия (закончена и инструментована Ж. Массне, 1893, там же); оперетты - На два су угольков (Deux sous de charbon, 1855, театр «Фоли нувель», Париж), Шесть девиц на выданьи (Six demoiselles а marier, 1856, театр «Буфф-Паризьен», Париж), Две старых сиделки (Deux vieilles gardes, 1856, там же), Яичница а ля Фоллембуш (L'Omelette а la Follembuche, 1859, там же), Месье де Бонн-Этуаль (Monsieur de Bonne-Йtoile, 1860, там же), Музыканты оркестра (Les Musiciens de l'orchestre, совм. с Ж. Эрланже, А. Иньяром и Ж. Оффенбахом, 1861, там же), Традиция (La Tradition, пролог к открытию сезона «Буфф-Паризьен», 1864, Париж), Бык Апис (Le boeuf Apis, 1865, там же), Мальбрук в поход собрался (Marlbrough s'en va-t-en guerre, совм. с Ж. Бизе, Э. Жона, Б. Куртуа и И. Легуи, 1867, театр «Атенеум», Париж), Двор короля Пето (La cour du Roi Petaud, 1869, театр «Варьете», Париж); 3 оперетты опубл. в «Journal des demoiselles» (не пост.) - Дочь моря (La Fille du Golfe), Швейцарский Дон Жуан (Le Don Juan Suisse), Принцесса Равигот (La Princesse Ravigotte); балеты - Ручей (La Source, совм. с Л. Минкусом,1866, театр «Корол. академия музыки», Париж), Коппелия, или Девушка с эмалевыми глазами (Coppelia ou La fille aux yeux d'йmail, по новелле «Песочный человек» Э. Т. А. Гофмана, 1870, там же), Сильвия, или Нимфа Дианы (Sylvia ou La Nymphe de Diana, на сюжет из драм. пасторали Т. Тассо «Аминта», 1876, там же), дивертисмент (Valse ou Pas des fleurs, для балета «Корсар» Адана, 1867, там же); кантата - Алжир (Alger, текст Мери, 1865); фп. пьесы; для хора - Пастораль (Pastorale, на стихи К. дю Локля, 1865), Солдатский марш (Marche de soldats, на стихи Ш. Ньюттера, 1866), Песня мира (Chant de la paix, на стихи Л. Жирара, 1867) и др.; 20 песен на стихи В. Гюго, А. де Мюссе, А. Сильвестра, А. Мюрже и др. франц. поэтов; музыка к спектаклям драм. театра, в т.ч. Рюи Блаз и Король забавляется (В. Гюго, 1879 и 1882), Прялка Барберины (А. де Мюссе, 1882) и др. |