ДИДРО (Diderot) Дени (5 X 1713, Лангр - 31 VII 1784, Париж) - франц. философ-просветитель, писатель и теоретик искусства, глава энциклопедистов. Сын ремесленника. В 1732 получил звание магистра искусств. Основатель и руководитель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonnй des sciences, des arts et metiers», t. 1-35, 1751-1780), среди многообразных тем которой представлено и муз. инструментоведение (ок. 300 статей). В философских, науч., критич. работах Д. осмыслены проблемы эстетики и теории музыки. Вместе с др. просветителями Д. принимал участие в т. н. «войне буффонов» (был сторонником итальянской бытовой оперы в противовес условной французской придворной мифологической опере). Для Д. музыка - самое могущественное из искусств. Посредством абстрактных, независимых от слов, сочетаний и последовательностей звуков музыка, по мысли Д., способна передавать «все явления природы и все страсти человека». Пение должно следовать естеств. выражению страсти, брать пример в декламации, инстр. сопровождение - усиливать выразительность пения. В подражании пению Д. видел задачу инстр. музыки. Взгляды Д. на музыку отражены в его публицистике и критике («Correspondance litteraire, philosophique et critique», t. 1-16, 1877-82), в соч. «Беседы о «Побочном сыне»« (в кн.: «Le fils naturel, ou Les йpreuves de la vertu», изд. 1757), в брошюре «Уведомление к VI тому» («Avertisment au tome VI», 1756), написанной в ответ на критику Ж. Ф. Рамо («Ошибки по вопросам музыки в энциклопедии»), и особенно в знаменитом памфлете-диалоге «Племянник Рамо» («Le Neveu de Rameau», 1762-79, впервые изд. в нем. пер. И. В. Гёте, 1805; заглавный персонаж повести, воображаемый собеседник философа - племянник композитора Рамо), где, касаясь музыки, Д. выдвигает преим. проблематику оперного искусства. Суждения по теории музыки находят место как в общих трудах Д. («Письмо о слепых в назидание зрячим» - «La lettre sur les a veugles а l'usage de ceux qui voient», 1749, где между прочим говорится о много гол. сопровождении арий и речитативов), так и в написанном при его участии (с предисловием Д.) спец. теоретич. пособии для любителей музыки А. Бемецридера «Уроки игры на клавесине и принципы гармонии» («Lecons de clavecin et principes d'harmonie», 1771). В этом трактате (к нему примыкает изданная в том же году брошюра Д. «Об «Уроках игры на клавесине и принципах гармонии»«, вошедшая в «Корреспонденции Грима и Дидро») затрагиваются общие проблемы муз. эстетики; авторы приближаются к диалектич. пониманию явлений (напр., взаимоотношение консонанса и диссонанса как сочетание противоречий). Д. занимался также вопросами муз. акустики, чему посв. мн. страницы в «Записках на разные темы математики» («Memoires sur differents sujets de mathematique», 1748). Соч.: OEuvres completes, t. 1-20, P., 1875-77, переизд., N. Y., 1966; OEuvres, P., 1957; Correspondance, v. 1-9, P., 1955-63; рус. пер. - Собр. соч., т. 1-10, M.-Л., 1935-47; Об искусстве, т. 1-2, Л.-М., 1936; Племянник Рамо, М., 1956. |