DIES IRAE (диес ире, лат. Dies irae, dies illa solvet saeclum in favilla - День гнева, этот день превратит века в пепел) - ср.-век. католич. песнопение (секвенция). Выражает идею страшного суда. Происходит из Италии. Самые ранние записи относятся к 12 в. Окончат. редакция текста, видимо, принадлежит монаху Томмазо ди Челано (ум. 1255). D. i. - одна из 5 секвенций, узаконенных Тридентским собором в Риме (1545-1563). Напев D. i., имеющий народно-песенные корни, отличается строгостью и трагич. выразительностью; вплоть до 20 в. сохранил силу воздействия. Чаще, чем др. песнопения средневековья, он использовался в сочинениях композиторов 19-20 вв. как муз. образ, воплощающий представление человека о смерти, как символ трагического в жизни человека. Мелодия D. i. в разл. гармонич., фактурном и тембровом оформлении, по-разному варьируясь и развиваясь, звучит в финале «Фантастической симфонии» Г. Берлиоза, в «Пляске смерти» для фп. с оркестром (вариации на эту тему) Ф. Листа, в симф. поэме К. Сен-Санса «Пляска смерти», в «Новогреческой песне», симфонии «Манфред» П. И. Чайковского, в сюите «Из средних веков» А. К. Глазунова, в ряде произв. С. В. Рахманинова («Остров мёртвых», Рапсодия на тему Паганини, 3-я симфония, Симфонические танцы), во 2-й сонате и в финале 6-й симфонии Н. Я. Мясковского, во 2-й симфонии А. И. Хачатуряна, в опере «Кола Брюньон» Д. Б. Кабалевского, в музыке Д. Д. Шостаковича к «Гамлету» Шекспира, во 2-й сюите для скрипки соло Дж. Энеску, в оратории «Пляска мертвецов» А. Онеггера и во мн. др. сочинениях. Текст D. i. входит в состав заупокойной мессы (реквиема). В старых реквиемах использовался и сам напев D. i., излагавшийся одноголосно или в качестве тенора полифонич. ткани. Хотя текст D. i. и представлен в реквиемах мн. композиторов 18-20 вв. (В. А. Моцарт, Л. Керубини, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Дж. Верди, А. Дворжак, Б. Бриттен и др.), обычно они создавали на него свою музыку. Иногда образ D. i. развёртывается лишь в одной части («Реквием» Моцарта), в др. случаях служит своего рода лейтмотивом, повторяясь несколько раз и являясь тем самым носителем осн. идейного и интонационного содержания произв. («Реквием» Верди). В ряде реквиемов D. i. вместе с Tuba mirum (чудесная труба) вносит в музыку черты картинности, декоративности и создаёт образ стихийно разбушевавшейся грозной силы (реквиемы Моцарта, Берлиоза, Верди). |