ДИПЕНБРОК (Diepenbrock) Альфонс (2 IX 1862, Амстердам - 5 IV 1921, там же) - голл. композитор. В 1880-88 изучал классич. филологию в Амстердамском университете. Преподавал древние языки, музыкой занимался самостоятельно. Один из основоположников совр. голл. композиторской школы, знаток произв. композиторов франко-флам. и итал. полифонистов 16 в. (особенно Дж. Палестрины), Д., следуя их традициям и опираясь на нар. мелос, мастерски использовал полифонич. письмо (в Stabat Mater, прологе и эпилоге к трагедии «Гейсбрехт ван Амстел» Вондела); часто полифония своеобразно сочетается с богатой гармонич. основой в духе Р. Вагнера («Праздничная месса» и др.). Наиболее плодотворным было воздействие Г. Малера, с которым Д. связывала многолетняя дружба. Оно особенно проявилось в созданном Д. жанре «симфонических песен» (песни и арии для солистов и оркестра) - лучших в его творчестве; таковы «Ave Maria», 2 «Гимна ночи» («Hymnes an die Nacht», 1899, на сл. Новалиса; предвосхищают «Песнь о земле» Малера) и др. Пользовались известностью его мелодекламации на античные и нем. классич. тексты с солистом, хором и оркестром - «Марсий» Б. Верхагена (1911), «Птицы» («De Vogels», 1917) Аристофана, «Фауст» Гёте (1918), «Электра» Софокла (1920). Писал также музыку для глокеншпиля. В Амстердаме созданы общество и фонд Д. (1921). Автор эссе, критич. статей (опубликованы Э. Ризером - Reeser E., Alphons Diepenbrock, Brieven en documenten, Utrecht, 1962). Соч.: хоры с оркестром (духовные и светские) - Праздничная месса (Missa in die festo, 1894), Stabat Mater (1896), Te deum (1897), Плавание Вондела к Агриппине (Vondel's vaart naar Agrippine, 1903), Гимн Рембрандту (Hymne aan Rembrandt, 1906), Лидийская ночь (Lydische Nacht, 1913), для голоса с камерным оркестром (с фп. и с орг.) - песни (ок. 50) на cл. нидерл., нем. и франц. поэтов, хоры a cappella и с фп. Издания: Verzamelde geschriften, Utrecht, 1950, Verzamelde liederen, hrsg. von E. Reeser, Bd 1-4, Amst, 1951-59. |