ДЖЕМИНИАНИ (Geminiani) Франческо (крещён 5 XII 1687, Лукка, Тоскана - 17 IX 1762, Дублин) - итал. скрипач, педагог, теоретик и муз. писатель. Сын скрипача Джулиано Д. (ум. 1707). Игре на скрипке учился у К. А. Лонати (Милан), А. Корелли (Рим), брал уроки композиции у А. Скарлатти (Неаполь). В 1707-10 играл в гор. оркестре в Лукке, в 1711 рук. оркестра в Неаполе. С 1714 жил в Великобритании, где завоевал имя выдающегося виртуоза и педагога; в Лондоне сблизился с Г. Ф. Генделем, возглавлял в качестве концертмейстера его оркестр; с 1733 выступал как дирижёр и организатор концертов в Лондоне и Дублине. Д. сыграл большую роль в развитии муз. жизни Великобритании и Ирландии. Как педагог заложил основы англ. скрипич. школы (его ученики - Ч. Ависон, М. Дюбур, М. X. Фестинг и др.). В 1749-55 работал в Париже. Один из крупнейших представителей итал. скрипичного искусства 18 в., Д. выделялся своеобразием артистич. индивидуальности, ярко выраженной эмоциональной направленностью исполнительского стиля. Свободная трактовка темпов, применение новых динамич. оттенков (см. Динамика), широкое использование вибрато, стремление к тонкой дифференциации звукового образа сделали Д. одним из ранних предшественников романтизма в скрипич. исполнительском искусстве. Большое значение имеет его школа «Искусство игры на скрипке…», в которой изложены новаторские технич. приёмы скрипичной игры. Д. первым указал на держание скрипки налево от струнодержателя, на значение точного интонирования полутонов как основы выработки чистой интонации, привёл новые аппликатурные приёмы (см. Аппликатура) и др. Д. написал также др. методич. пособия - от учебников композиции и аккомпанемента до школы игры на гитаре. Автор двух сб. сонат для скрипки и баса ор. 1 (1716, с орнаментикой и аппликатурой, 1739) и ор. 4 (1735) и двух сб. кончерто-гроссо ор. 2 (1732) и ор. 3 (1733); в них вместо концертирующего трио (концертино) он вводит концертирующий квартет, добавляя партию облигатного альта. Произв. Д. отличаются мелодич. изобретательностью, тонким контрапунктич. мастерством. Ему принадлежат также сб. сонат для скрипки соло (1705), сб. сонат для влч. и баса ор. 5 (1739), трио-сонат, обр. произв. Корелли для разл. инстр. составов. Соч.: Rules for playing in a true taste on the violin, german flute, violoncello and harpsichord…, op. 8, L., 1739; Guida armonica, о Dizionario armonico. Being a sure guide to harmony and modulation, op. 10, L., 1742, Amst., 1756; A treatise of good taste…, L., 1749; The art of playing on the violin…, op. 9, L., 1751; на франц. яз. под назв. Art du violon, P., 1752; The art of accompaniment, op. 11, v. 1-2, L., 1756-57; The art of playing the guitar or cittra, Edinb., 1760. |