ДОБРОХОТОВ Александр Дмитриевич (1885, Москва - ок. 1935, Сан-Франциско, США) - рус. музыкант. Один из популярнейших солистов-виртуозов на балалайке нач. 20 в. Исполнительское мастерство Д. формировалось под влиянием искусства В. В. Андреева и Б. С. Трояновского. Д. концертировал во мн. городах России, гастролировал за границей (Германия, Франция и др.). В репертуар Д. входили собств. обработки нар. песен и переложения произв. рус. и зарубежных композиторов (изд. в 1907-14, переиздавались и позднее, многие из этих обработок и переложений исполняются совр. солистами на балалайке). Д. часто аккомпанировал исполнительницам рус. нар. песен - Н. В. Плевицкой, А. Д. Вяльцевой. После Великой Окт. социалистич. революции жил и концертировал за границей. А. С. Илюхин. ДОБРОХОТОВ Борис Васильевич [р. 8(21) X 1907, Баку] - сов. виолончелист, гамбист, музыковед. Кандидат искусствоведения (1944). Род. в семье музыкантов. Отец - виолончелист Василий Степанович Д. [8(20) I 1872 - 9 I 1939]. В 1930 окончил живописный ф-т Высшего художеств.-технич. института, в 1936 - Моск. консерваторию по классу виолончели С. М. Козолупова, в 1939 - аспирантуру (рук. М. И. Ямпольский). В 1939-41 читал в этой консерватории курс «Методика виолончельной игры и обучения» (совм. с Р. Е. Сапожниковым). В 1943-57 ст. науч. сотрудник Гос. центр. музея муз. культуры им. М. И. Глинки, в 1946-50 - научно-исследоват. кабинета Моск. консерватории. Участник Моск. камерного оркестра (1957-61). С 1963 преподаватель Муз.-педагогич. института им. Гнесиных (с 1972 доцент). Осн. музыковедческие работы Д. посв. творчеству русский композиторов 18 - 1-й пол. 19 вв. Им восстановлен и отредактирован ряд неопубликованных муз. сценич. и симф. произв. Е. И. Фомина, Д. С. Бортнянского, А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, а также камерно-инстр. сочинений Бортнянского, Алябьева и (совм. с Г. В. Киркором) А. П. Бородина, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. Под ред. Д. изд. книга К. А. Эрдели «Арфа в моей жизни» (1967) и работа E. P. Витачека «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов» (1952, 1964). Особое место занимает деятельность Д.-гамбиста, выступающего с исполнением на виоле да гамба как старинной (16-18 вв.), так и современной инстр. музыки. Соч.: Е. И. Фомин, М., 1947, 1968; Оперные замыслы С. В. Рахманинова. Неопубликованные камерные ансамбли С. В. Рахманинова, в сб.: С. В. Рахманинов, М.-Л., 1947, с. 89-106, 107-129; А. А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество, М.-Л., 1948; А. Н. Верстовский, М.-Л., 1949; Д. С. Бортнянский, М.-Л., 1950; Народные песни в записях и обработках Алябьева, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, М., 1956, с. 387-406; «Иван Сусанин» в оценке современников (совм. с А. Орловой). Автографы М. И. Глинки в московских архивах. Крестьяне села Новоспасского о Глинке, в сб.: М. И. Глинка, М., 1958, с. 332-57, 361-67; Бранденбургские концерты И. С. Баха, М., 1962; А. Н. Верстовский и его опера «Аскольдова могила», М., 1962; Сонаты, вариации и фантазии для арфы (арфовая классика), вып. 1-2, М., 1964-65 (ред.-сост., совм. с В. Б. Доброхотовой); Александр Алябьев. Творческий путь, М., 1966; Контрабас. История и методика, М., 1974 (сост., ред., автор ряда глав) и др. И. М. Ямпольский. |