ДРАМА МУЗЫКАЛЬНАЯ (греч. drama, букв. - действие). 1) Одно из ранних назв. оперы. Применялось с момента возникновения оперы в Италии на рубеже 16-17 вв. [итал. dramma per (la) musica, dramma in musica]. Авторы первых итал. опер рассматривали в качестве образца др.-греч. трагедию, где драматургия также сочеталась с музыкой, однако фактически они создали новый жанр (о применении музыки в др.-греч. трагедии тогда было известно очень немногое и подражать ей они не могли). Появившееся в 1639 новое обозначение «опера» быстро завоевало популярность и стало вытеснять прежнее название «Д. м.», хотя понятие «драма» в применении к опере изредка встречалось до конца 18 в. [так, В. А. Моцарт назвал свою оперу «Дон Жуан» «весёлой драмой» - «dramma giocoso» (итал.)]. 2) Понятие, возникшее в сер. 19 в. в связи с борьбой против оперных условностей и перенесением в оперу принципов драм. театра (более последоват. подчинение музыки драм. действию, преодоление замкнутости отд. оперных эпизодов ради усиления сквозного муз.-драм. развития, замена арий свободно построенными вок. монологами, дуэтов - муз.-диалогич. сценами). В Германии термин «Д. м.» («Musikdrama») был введён в 1833 Т. Мундтом, который, однако, обозначал им оперу вообще (как единство поэзии и музыки), в отличие от драм. произведения с муз. вставками (нем. musikalisches Drama; см. 4). Теоретич. проблемы Д. м. наиболее полно разработал Р. Вагнер в своих трудах «Художественное произведение будущего» («Das Кunstwerk der Zukunft», 1850), «Опера и драма» («Oper und Drama», 1851) и др., создав тем самым основу для своей оперной реформы. Провозглашая необходимость синтеза музыки и драмы, Вагнер выдвинул основной принцип: «драма - цель, музыка - средство для её воплощения» (при этом под драмой подразумевалась идейно-сюжетная основа театр. произв., закреплённая в тексте либретто). Вагнеровская формула не означала умаления роли музыки в опере, но подчёркивала важность её драм. содержательности, была направлена против применения её в чисто развлекат. целях. В оперных произв. самого Вагнера, которые стали называть Д. м., главными вок. эпизодами являются не арии и дуэты, но монологи-рассказы и диалогич. сцены, исключительно важной становится роль оркестра, посредством лейтмотивов обеспечивающего целостность муз. драматургии произв. Сам Вагнер, однако, протестовал против названия «Д. м.», предпочитая каждому оперному произв. давать индивидуальное определение («торжественное сценическое представление», «действо» и др.). Вагнеровская концепция Д. м., оказавшая большое влияние на оперное искусство, в силу своей специфич. нац. основы и мн. субъективных моментов не стала универсальной. 3) Термин «Д. м.» нередко применяется по отношению к созданным во 2-й пол. 19 в. операм драм. характера, в которых заметны усиление сквозного драм. развития и преодоление традиц. номерной структуры, но без подчинения принципам вагнеровской Д. м. Так, оперу Дж. Верди «Отелло» условно можно назвать итал. Д. м. Порой этот термин условно применяется и к операм обычного (классического) типа, отличающимся ярким драматизмом содержания («Риголетто» Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Пиковая дама» П. И. Чайковского и др.). В России особые задачи, связанные с воплощением исполненных драматизма народных судеб, побудили М. П. Мусоргского назвать свою оперу «Хованщина» «народной музыкальной драмой». Однако в нар. муз. драмах сближение с принципами драм. театра сочетается с развитием классич. рус. оперных традиций, идущих от М. И. Глинки. В опере 20 в. наблюдается претворение тенденций, идущих как от вагнеровской Д. м., так и от других опытов сближения музыки и драмы (см. Опера). 4) Драм. произв., в котором существенная роль принадлежит музыке (вокальной и инструментальной). История театр. пьес с музыкой восходит к древним эпохам. С полной определённостью можно говорить о подобных Д. м. применительно к муз.-драм. представлениям раннего и позднего средневековья (напр., «Шакунтала» Калидасы, Индия, 5 в.; литургич. драма в католич. странах Европы, 10-12 вв.; муз. театр в Китае, 12-13 вв.). В эпоху средневековья из числа европ. театр. представлений к названному типу Д. м. приближаются исполнявшиеся в церквах и на площадях мистерии. Возникновение и широкое распространение оперы оттеснило этот вид Д. м. на второй план. В СССР термин «Д. м.» как обозначение пьесы с музыкой широко применялся в республиках Средней Азии и в Казахстане. Первоначально так назывались драм. обработки нац. поэтич. сказаний, включающие нар. песни и танцы («Лейли и Меджнун» и др.). В 30-х гг. в такие пьесы стали вводить муз. эпизоды, написанные проф. композиторами, оркестр нар. инструментов был заменён симфоническим, большее значение в целом приобрела муз. драматургия. В числе подобных Д. м., явившихся важным этапом на пути становления нац. оперы, - «Кыз-Жибек» Е. Г. Брусиловского (Казахстан, 1934), «Фархад и Ширин» В. А. Успенского и Г. А. Мушеля (Узбекистан, 1937), «Гюльсара» Р. М. Глиэра и Т. Садыкова (Узбекистан, 1937). Появляются Д. м. и на совр. тематику, напр. «Алтын кыз» В. А. Власова и В. Г. Фере (Киргизия, 1937). В таких Д. м. сохраняются разговорные диалоги, замена которых речитативным пением в новых редакциях превращает Д. м. в оперу (подобной редакции с одновременным усилением всей муз. драматургии был подвергнут ряд музыкальных драм 30-х гг.). |