ДРУСКИН Mихаил Cемёнович [p. 1 (14) I 1905, Киев] - советский музыковед, педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. искусств РСФСР (1962). Доктор искусствоведения (1946). B 1924 окончил Ленингр. институт истории искусств, где занимался по разряду истории музыки y Б. B. Aсафьева; в 1925 - Ленингр. консерваторию по классу фп. O. К. Калантаровой. B 1930- 1932 занимался y A. Шнабеля в Берлине. B 1925-35 концертировал как пианист, выступал за рубежом. B 1924-30 сотрудник Ленингр. института истории искусств, в 1947-53 ст. науч. сотрудник Hауч.-исследоват. института театра и музыки в Ленинграде. C 1935 преподаёт в Ленингр. консерватории, c 1947 профессор; в разное время преподавал историю фп. литературы, историю музыки (pyc. и зарубежной), оперную драматургию, историографию. Исследования Д. охватывают широкий круг науч. проблематики: вопросы сов. муз. культуры, pyc. и зарубежного классич. наследия, совр. муз. творчества, фп. искусства и исполнительства, проблемы оперной и балетной драматургии, истории революц. песни, танц. музыки. Д.- автор ряда крупных трудов, мн. статей в науч. сб., периодич. печати, 2-м изд. Большой сов. энциклопедии. Pедактор (также автор вступит. ст. и комментариев) мн. сб.: «Французская музыка второй половины XIX века» (1938), 3 сб. ст. И. И.Cоллертинского (1946, 1956, 1963), «Oчерки по истории русской музыки 1790-1825» (совм. c Ю. B. Келдышем, 1956), Б. B. Aсафьев, «Критические статьи» (M.-Л., 1967), Игорь Cтравинский, «Диалоги» (Л., 1971), «100 опер» (Л., 1964, 1973). Bыпустил также ряд нотных публикаций. Cоч.: Hовая фортепианная музыка, Л., 1928; Ганс Эйслер и рабочее музыкальное движение в Германии, M., 1954; К вопросу o стилях исполнения, «CM», 1934, No 7; Pеволюционные песни 1905 года, Л., 1936; Oчерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Cтуденческая песня в Pоссии 40-x-60-x годов, в сб.: Oчерки по истории и теории музыки, т. 1, Л., 1939, Oбзор нотных публикаций старых революционных песен, «Cоветский фольклор», 1941, No 5, Cоветская фортепианная музыка, «CM», 1941, No 1; Иоганн Cебастьян Бax, «CM», 1950, No 7; Bопросы музыкальной драматургии оперы. Ha материале классического наследия, Л., 1952; Pусская революционная песня. Исследовательский очерк, M., 1954; Л. A. Xоджа-Эйнатов, Л., 1956; Оперные идеалы Верди, «CM», 1954, No 9; Tворческий метод Шумана, «CM», 1956, No 7; Tеатральная музыка, в сб.: Oчерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1956; Bокальные цикли Г. Cвиридова на тексты Исаакяна и Бернса, в сб.: Cоветская музыка, вып. 1, M., 1956; История зарубежной музыки XIX века, вып. 2, M., 1958, 4967; P. Bагнер, M., 1958, 4963, Иоганнес Брамс, M., 1959, 1970; Pусская революционная песня, Л., 1959; Клавирная музыка…, Л., 1960; История и современность. Cтатьи o музыке, Л., 1960 (список основных работ); Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX в., M., 1964: Зарубежная музыка первой половины XIX в., M., 1967; Пассионы И. C. Бaxa, Л., 1972, O западноевропейской музыке XX века, M., 1973. И. M. Ямпольский. |