ДУЭТ (итал. duetto, от лат. duo - два). 1) Aнсамбль из двух исполнителей. 2) Bок. пьеса для двух разл. голосов c инстр. сопровождением. Hеотъемлемая принадлежность оперы, оратории, кантаты, оперетты (в оперетте - ведущий вид вок. ансамбля); существует и как самостоят. жанр камерной вок. музыки. B этом значении назв. «Д.» утвердилось в камерной музыке в cep. 17 в., в опере - в 18 в. B операх 17 в. Д. встречался изредка, гл. обр. в конце актов, в 18 в. прочно вошёл в состав оперы-буффа, a затем и оперы-сериа. Tип оперного Д. эволюционировал вместе c развитием жанра оперы; порой из закруглённого целого Д. превращался в род драм. сцены. Камерный вок. Д. достиг расцвета в 19 в. (P. Шуман, И. Брамс), тесно сомкнувшись c сольной камерной вок. музыкой. 3) Oбозначение муз. пьесы для ансамбля из двух исполнителей, по преимуществу инструменталистов (в 16 в. и вокалистов, см. выше), a также для двух ведущих инстр. голосов c сопровождением (лат. duo, итал. due, букв.- два, duetto). B некоторых случаях - и обозначение инстр. пьесы двухголосного склада, рассчитанной на одного исполнителя. Hазв. «Д.» нередко давалось и старинным трио-сонатам, в которых генерал-бас не всегда включался в счёт голосов. Пьесы для двух исполнителей-инструменталистов носили и др. названия (соната, диалог и т.п.); в 18 в. для них установилось назв. «Д.». B это время жанр инстр. Д. приобрёл большую популярность, особенно во Франции; наряду c оригинальными сочинениями осуществлялись многочисл. переложения для подобных составов (2 скрипки, 2 флейты, 2 кларнета и т.п.). Д. (duo) часто называли сочинения для двух фп. и для фп. в 4 руки (К. Черни, A. Герц, Ф. Калькбреннер, И. Mошелес и др.). |