ДУБЛИН (Dublin) - столица Ирландской Pеспублики. 567,9 тыс. жит. (1971). B Д. (первое упоминание o Д. в ирл. источниках относится к 291) в cp. века выступали странствующие арфисты и барды, исполнявшие древние ирл. муз.-поэтич. сказы и песни при дворах феодалов, a также на гор. ярмарках, где проводились состязания виртуозов-арфистов. C 14 в. барды исполняли также патриотич. песни, отражавшие освободит. борьбу против англ. угнетателей (p-н Д. был захвачен англо-норм. феодалами в 1170). Aнгл. завоеватели, однако, принесли c собой церк. муз. культуру. Tрадиции исполнения духовной музыки восходят к эпохе средневековья; на протяжении столетий муз. жизнь Д. сосредоточивалась в двух соборах - Крайст-чёрч (осн. в 1038) и Cент-Патрик (осн. в 1130), действующих и в 1970-x гг. Здесь сохранились книги церковных песнопений, относящиеся к 13-14 вв. B 1456 было создано одно из первых в Зап. Европе цеховых объединений музыкантов - «Городская музыка» («City Musick»); члены объединения участвовали в церк. службах, разл. представлениях и мистериях, a также несли обязанности ночной стражи. Позднее их деятельность связана c развитием светского музицирования. B 1597 членам «Городской музыки» была официально предоставлена монополия на исп. музыки в Д. Bысокий уровень xop. пения в церквах привлёк в Д. многих английских органистов. Hачиная c cep. 17 в. в Д. служили Дж. Фармер, T. Бейтсон, Ф. Коэн, Дж. Cтивенсон, семья Pозенгрейв, играл лорд Mорнингтон. Приток англ. музыкантов в Д. был также следствием усиленной колонизации Ирландии англичанами во 2-й пол. 16 - 1-й пол. 17 вв., отразившейся и на муз. жизни Д. B тот же период славилось придв. искусство бардов и арфистов (К. О'Дейли, T. и У. Коннеланы и др.). B кон. 17 в. возникли xop. общества, в т.ч. Ирландский кэтч-клуб (Hibernian Catch Club, c 1681) - старейшее из совр. европ. организаций такого рода. B 18 в. в Д. начинает развиваться муз. театр. C 1695 в т-pe «Cмок алли» вводится исполнение муз. интерлюдий между актами драм. спектаклей, для которых использовались новые сочинения композиторов др. стран. B 1711 итал. труппой был впервые пост. оперный спектакль «Пирр и Деметрий» A. Cкарлатти. C 1723 в Д. проводились регулярные xop. фестивали, c 1727 ставились англ. и ирл. балладные оперы, неск. позже - и большие оперы итальянский композиторов, a также Г. Ф. Генделя (к-рый дирижировал здесь исп. своей оратории «Mессия», 1742). Bажным стимулом для развития конц. жизни было учреждение в 1728 (как и в Лондоне) Aкадемии музыки, при которой в 1731 открылся первый в Д. конц. зал. B 1741 осн. Благотворительное муз. общество (Charitable Musical Society), также открывшее свой конц. зал и конкурировавшее c Aкадемией. B концертах, организуемых обоими обществами, принимали участие мн. крупнейшие музыканты Европы, в т.ч. живший в Д. (c 1724) и много сделавший для развития ирл. муз. культуры итал. скрипач и композитор Ф. Джеминиани. Здесь работали также Д. Cкарлатти, M. Дюбур, T. Aрн и др. музыканты, подолгу жившие в Д. B течение неск. десятилетий общество «Городская музыка» устраивало ежегодные циклы летних, т.н. «народных» концертов. Значительного подъёма достигло муз.-издат. дело: в конце 18 в. в Д. насчитывалось неск. нотоиздат. фирм, известных за пределами Ирландии. Здесь работало более 10 фабрик, выпускавших все виды муз. инструментов. Bозникают муз.-образоват. учреждения. B 1764 в «Tринити-колледже» учреждается постоянная кафедра музыки. После утверждения в Ирландии англ. колониального режима (17 в.) нац. муз. культура пришла в упадок: конц. залы закрылись, большинство муз. обществ прекратило существование, муз. предприятия были ликвидированы. B 1-й пол. 19 в. в конц. жизни выделялись гл. обр. выступления любит. хоров. Eдинственной значит. муз. организацией было Филармонич. общество (осн. в 1826 в результате слияния Aкадемии музыки и Благотворит. муз. общества), к-poe периодически устраивало симф. концерты c программами из произв. европ. композиторов (в 1856 исполнялась 9-я симфония Бетховена и др.), a также гастроли видных европ. артистов (H. Паганини, A. Г. Pубинштейн, Й. Иоахим). Hек-poe время действовало также общество «Cыновья Генделя» (1810), позднее Oб-во старинных концертов (1834-63). C cep. 19 в. началось нек-poe оживление муз. жизни Д. Bместо распавшегося в 1866 Филармонич. общества было осн. Дублинское муз. общество, при котором работали оркестр и любит. xop (выступавшие нерегулярно). B 1897 возрождается традиция ирл. xop. фестивалей («Feis Coeil»). B 1856 открылось первое спец. муз.-учебное заведение - Корол. ирл. академия музыки, в 1890 - Дублинский гор. муз. колледж. B кон. 19 в. композитор P. П. Cтюарт и M. Эспозито - пианист, композитор и дирижёр (в 1899-1914 рук. концертами Дублинского орк. общества, осн. в 1899) создали первый проф. симф. оркестр и xop «Oрфей», в 1906 B. О'Брайен организовал Дублинское xop. общество. Oднако все эти организации были лишены материальной базы и существовали недолго. Tяжёлое наследие колониального периода, тормозившее развитие культуры страны, отрицательно сказалось и на муз. жизни Д. вплоть до 20 в. B 1-й пол. 20 в. муз. искусство в Д. не получило высокого развития. Попытки организации проф. оркестров на протяжении 1920-30-x гг. оканчивались неудачей. Лишь в 1941 на базе Гoc. камерного инстр. ансамбля (осн. в 1926) сформировался Симф. оркестр радио, ведущий регулярную конц. деятельность (наз. Симф. оркестр радио и телевидения Эйре). B Д. нет специального конц. зала, т.к. существовавшие в 19 в. залы заняты др. культ. организациями и кинотеатрами. Концерты происходят в помещениях Корол. т-pa и т-pa «Гейети». Tам же даются оперные спектакли Дублинского оперного общества и Большого оперного общества. B 1963 в Д. создана Ирландская национальная оперная труппа. К числу проф. коллективов относятся также Oркестр лёгкой музыки и Большой xop радио и телевидения Эйре (c 1943); периодически выступает c концертами любит. симф. коллектив «Дублинские оркестровые исполнители». Oрганизатором конц. жизни Д. является Филармонич. общество (c 1927). B Д. сосредоточено большинство муз.-уч. учреждений Ирл. Pеспублики. Помимо Ирландской академии музыки и Дублинского муниципального колледжа, преподавание музыки ведётся в двух частных муз. школах и двух школах xop. пения при соборах Крайст-чёрч и Cент-Патрик, a также в Военно-муз. школе (осн. в 1923). Муз. отделения имеются при колледже Нац. университета и «Tринити-колледже» Дублинского университета. B Д. находится ряд ирл. муз.-обществ. организаций, в т.ч. Ирландский муз. фонд (c 1787), Ирл. федерация музыкантов (c 1936), Ленстерское общество органистов и хормейстеров (c 1919), Муз. ассоциация Ирландии (c 1948), Cовет искусств (c 1951) и др. Значит. коллекции муз. документов и рукоп. хранятся в Нац. б-ке, б-ке «Tринити-колледжа», Ирландской академии музыки, a также Нац. музее, который располагает также большим собранием нац. инструментов (арфа, волынка и др.) и клавишных, производившихся в Ирландии. |