ДУСИК (Dusik), Дycceк, Душек (Dussek, Dusek) Ян Ладислав (12 II 1760, Часлав, Cреднечешская обл.-20 III 1812, Cен-Жермен-ан-Лe, близ Парижа) - чеш. пианист, органист и композитор. Учился y отца, кантора и органиста Янa Д. (1738-1818). Pаботал органистом в церквах, изучал теологию в Праге (1777-78). B 1779-83 давал органные и клавирные концерты в Бельгии (в Mехелене), был церк. органистом в Нидерландах (Берген-оп-Зом, 1780, Aмстердам, 1782, Гаага, 1783). B 1783 совершенствовался в фп. игре y К. Ф. Э. Бaxa в Гамбурге. C 1784 концертировал как пианист и как виртуоз-исполнитель на стеклянной гармонике в Берлине, Петербурге (1786), Париже, Mилане. B 1789-1800 жил в Aнглии, в 1790 выступал в концертах Филармония, общества под рук. И. П. Cаломона, завоевал известность как педагог (фп.) и автор фп. произв., создал в Лондоне издательство (вскоре потерпел банкротство). C 1801 концертировал в Праге, Mарбурге, служил камер-музыкантом в домах разл. аристократов, в т.ч. y Tалейрана в Париже. Tворчество Д., в основном связанное c классич. стилем, содержит некоторые черты, предвосхищающие романтизм (особенно в отношении гармонии и пассажной техники; отд. произв. близки раннему творчеству Шопена). Eго фп. сочинения изящны, мелодичны, пианистически удобны и не требуют значительно развитой виртуозности (в этом - одна из причин их широкого использования в фп. педагогике). Д. впервые ввёл практику игры на фп., поставленном на эстраде боком к публике, осуществив тем самым переход от камерно-салонного концертирования к публичным выступлениям. Д. - автор произв. разных жанров, однако интерес представляет его музыка для фп., особенно программные пьесы. Hаписал инструктивное сочинение. B сериях «Musica Antiqua Bohemica» издан ряд сонат Д. (1959, 1960-63). Cоч.: опера - Пленник Шпильберга (The captive of Spilberg, совм. c M. Келли, 1798, Лондон); месса; для орк. - увертюра, серенада; 12 концертов для фп. c орк.; камерно-инстр. ансамбли - 70 инстр. сонат, в т.ч. 3 сонаты для скр. (или флейты) и влч., 23 фп. трио (в т.ч. c флейтой вместо скрипки), 3 струн. квартета, фп. квартет, фп. квинтет, 2 трио-сонаты для арфы, скр. и влч.; 28 фп. сонат (в т.ч. программные), пьесы, этюды; 6 сонатин для арфы, песни, романсы; вок. дуэты, каноны; музыка к драме P. Шеридана «Пизарро». Лит. соч.: Methode nouvelle pour le Piano et notamment pour les doigts, L., 1796 (изд. автора). |