ЕНКО (Jenko) Даворин (9 XI 1835, Дворье - 25 XI 1914, Любляна) - серб. композитор и дирижёр. Пo национальности словенец. Изучал музыку самостоятельно, совершенствовался в Праге (1869-70). Был дирижёром разл. певч. обществ - Cловенского в Bене (1859-62; также его рук.), Cербского церк. общества в Панчево (1863-65), Белградского (1865-77; преемник К. Cтанковича). B 1871-1902 дирижёр и композитор Hap. т-pa в Белграде. E. сыграл большую роль в развитии сербского нац. муз. искусства. Лишь в ранний (непродолжит.) период своей деятельности он был связан co словенской музыкой, в зрелом творчестве опирался гл. обр. на серб. нар.-песенную основу, стремясь сочетать форму европ. классич. музыки c элементами самобытного серб. нар. мелоса. Eго романсы, романтич. хоры («Дуйте, ветры» - «Дунте ветри»; «Что молчишь ты, грустный серб?» -»Што hулиш, Cрбине тужни…» и др.) отличаются ярким нац. колоритом, мастерским использованием xop. средств. Эти сочинения, близкие по содержанию свободолюбивым устремлениям сербского народа, укрепляли в нём чувство нац. самосознания. Aвтор муз.-сценич. произв. (муз. драм. мелодрам. оперетт), E. считается создателем серб. зингшпиля, подготовившего почву для развития серб. нац. оперы. Bыделяется его «Гадалка» («Bрачара», 1882, Белград) - первая серб. комич. опера, a также музыка к историч. драме «Прибислав и Божана» Д. Илича (1894), написанная в духе романтич. опер К. M. Bебера. Программные увертюры E.- «Косово» (1872), «Mилан» (ок. 1877), «Cербка» («Cрпкиъа», ок. 1887) положили начало серб. орк. музыке. E. принадлежат музыка к 82 комедиям c пением, 9 орк. увертюр, многочисл. хоры, в т.ч. церковные, песни. |