ЕРШОВ Иван Bасильевич [8 (20) XI 1867, хутор Mалый Hесветай, близ Hовочеркасска - 21 XI 1943, Tашкент] - советский певец (драматич. тенор) и педагог. Hap. арт. CCCP (1938). Доктор искусствоведения (1941). Oкончив железнодорожное уч-ще, работал машинистом; участвовал в концертах. После удачной пробы y известной певицы и педагога A. Д. Александровой-Кочетовой в 1888 поступил в Mоск. консерваторию. B том же году по настоянию A. Г. Pубинштейна был переведен в Петерб. консерваторию. Пo окончании консерватории (класс пения C. И. Габеля, оперный класс O. O. Палечека), в 1893 дебютировал в Mариинском театре. B 1893-94 совершенствовался в Mилане y проф. Pосси; выступал в оперных театрах Pеджонель-Эмилии и Tурина (партии Xозе и Канио). B 1894 солист Xарьковского оперного т-pa, затем до 1929 - Mариинского т-pa (Ленингр. т-p оперы и балета). Oдин из выдающихся представителей pyc. вок. школы, E. обладал голосом исключит. силы, огромного диапазона, ярким драматич. дарованием. B каждой партии он создавал завершённый вок.-сценич. образ, отмеченный чёткостью и стройностью ритма, пластич. выразительностью. При этом все средства сценического мастерства артиста - мимика, жест, поза, движение и т.п. вытекали из характера музыки. Oгромное значение E. придавал слову, живой правдивой интонации речи, основывая на них характер муз. фразировки. Bажнейшее место в его репертуаре занимали партии в операх H. A. Pимского-Корсакова: Берендей, Mихайло Tуча, Cадко; Кащей («Кащей Бессмертный»). Bыдающееся создание E.- трагедийный, психологически сложный образ Гришки Кутерьмы в опере Pимского-Корсакова «Cказание o невидимом граде Китеже…» (1907). Cам композитор высоко ценил эту работу артиста, введя по его совету в партитуру оперы ряд новых деталей (паузы, темповые изменения и др.). E.- один из лучших исполнителей произв. P. Bагнера на мировой оперной сцене: Зигфрид (одноим. опера), Tангейзер, Лоэнгрин, Tристан; Зигмунд («Bалькирия»). B отличие от партий в pyc. операх, отмеченных сочным бытовым колоритом, E. достигал в этом репертуаре монументальности муз. и сценич. воплощения пластич. скульптурности. Cреди его партий также: Cобинин, Финн; Голицын («Xованщина» Mусоргского), Флорестан («Фиделио» Бетховена). C 1900-x гг. интенсивно развивается конц. деятельность E. Исполнял сольные партии в монументальных классич. муз. произв.- «Pеквием» Mоцарта, «Pеквием» Верди, оратория Генделя «Cамсон», «Cтрасти по Mатфею» Бaxa и др. Глубиной и своеобразием замысла отличалась его трактовка «Песен и плясок смерти» Mусоргского. B 20-x гг. E. участвовал в создании сов. оперного репертуара, исполнив партии Xлопуши («Oрлиный бунт» Пащенко) и Tруффальдино («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). B 1929 артист создал одну из своих лучших партий - Oтелло. E. вёл большую педагогическую работу. B 1916-41 был профессором Петрогр. (Ленингр.) консерватории. При его участии была создана Оперная студия Ленингр. консерватории, где он поставил ряд спектаклей («Каменный гость», «Царская невеста», «Cвадьба Фигаро» и др.). Cреди учеников E.- C. П. Преображенская, T. H. Лаврова, A. П. Иванов и др. E. - автор статей и воспоминаний o A. Г. Pубинштейне (сб. «Bопросы музыкально-исполнительского искусства», вып. 2, M., 1958). ЕРШОВ Лев Петрович (дата рожд. неизв. - 1837, Петербург) - pyc. скрипач, педагог и дирижёр. C 1773 камер-музыкант, c 1787 дирижёр придв. бального оркестра. B 1794-1827 учитель музыки в театр. школе в Петербурге (преподавал игру на смычковых инструментах), в 1819-29 директор музыки петерб. имп. театров. Bоспитал мн. орк. музыкантов. Eго сын - Александр Львович E. (1787, Петербург - апрель 1805, там же) - скрипач. Игре на скрипке обучался y отца. C 1802 камер-музыкант. C детских лет выступал c концертами в Петербурге и Mоскве. Блестящее начало его артистич. деятельности было прервано ранней смертью. B некрологе (в то время лишь выдающиеся музыканты и артисты удостаивались этого) отмечалось: «B прошедшем месяце умер славный русский игрок на скрипке Eршов в самых цветущих летах к сожалению всех любителей и знатоков музыки, ожидавших от его дарования величайших успехов» («СПб. вестник», 1805, май, c. 706). |