ФАМИНЦЫН Александр Сергеевич [24 X (5 XI) 1841, Калуга - 24 VI (6 VII) 1896, Лигово, близ Петербурга] - рус. муз. критик, теоретик и композитор. В 1862 окончил физико-математич. ф-т Петерб. университета. Брал уроки по муз.-теоретич. предметам у М. Л. Сантиса и Ж. Фохта. В 1862-64 учился в Лейпцигской консерватории у М. Гауптмана и Э. Ф. Рихтера (муз.-теоретич. предметы) и у И. Мошелеса (фп.), в 1864-65 занимался по композиции у М. Зейфрица во Львове. В 1866-72 профессор истории музыки и муз. эстетики в Петерб. консерватории. С 1867 выступал как муз. критик в периодич. изданиях: «Голос», «Музыкальный листок», «Пчела», «Nordische Presse», «Слово», «Баян», «Петербургский листок», «St.-Petersburger Zeitung», «Вестник Европы». Редактор газ. «Музыкальный сезон» (1869-71), которой покровительствовали официально-бюрократич. круги. В 1870-80 секретарь дирекции Петерб. отделения РМО. Муз.-критич. взглядам Ф. свойственна односторонность; он был одним из противников «Могучей кучки». В 1869 полемизировал с В. В. Стасовым по вопросам народности, нац. характерности и программности, обнаружил при этом ограниченность в оценке передовых явлений рус. музыки. Полемика со Стасовым дала повод Ф. затеять судебный процесс, однако выдвинутое им против Стасова обвинение в клевете судом не было признано. Самодовольство и консерватизм Ф. увековечены М. П. Мусоргским в муз.-сатирич. памфлетах «Классик» (1870) и «Раёк» (1871). Несостоятельность муз.-критич. взглядов Ф. раскрыли Г. А. Ларош и Ц. А. Кюи. Среди работ Ф. значит. интерес представляют исследования в области нар. муз. творчества и инструментария, в т. ч. «Скоморохи на Руси» (1889), этнографич. этюд «Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе…» (1889), очерки о гуслях (1890) и домре (1891). Перевёл на рус. яз. ряд нем. учебников, среди них - «Учебник гармонии» (1868, 2-е изд. 1876), «Учебник фуги» (1873), «Учебник простого и двойного контрапункта» (1874, 3-е изд. 1903) и «Элементарная теория музыки» (с дополнениями Ф.; 1886, 4-е изд. 1900) Э. Ф. Рихтера, «Руководство к правильному построению модуляции» Ф. Дрезеке (1877) и «Всеобщий учебник музыки» А. Б. Маркса (1872, 3-е изд., М., 1893). Автор муз. произв., в т. ч. опер «Сарданапал» (1875, Мариинский театр, Петербург), «Уриэль Акоста» (1883), симф. картины «Шествие Дионисия», «Русской рапсодии» для скрипки с оркестром, 3 струн. квартетов, фп. квинтета, пьес для фп., романсов и песен. Соч.: Новые явления в нашей музыкальной литературе, «Музыкальный сезон», 1869, 11 декабря; Божества древних славян, [вып. 1], СПБ, 1884; Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе, с особенным указанием на ее проявление в русских народных напевах. [С многочисленными нотными примерами], «Баян», 1888, No 1-5, 7, 9, 10, 12, 14, 16-19, 21, 23, 25, 27, 31, 35, 38, отд. оттиск, СПБ, 1889; Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. Исторический очерк с многочисленными рисунками и нотными примерами, СПБ, 1890; Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. Балалайка. - Кобза. - Бандура. - Торбан. - Гитара, СПБ, 1891; Начатки теории музыки, СПБ, 1895, М., 1903; Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян, «Этнографическое обозрение», 1895, кн. 26, то же, отд. оттиск, [М., 1895]. Лит: Иванша Дручко [Никольский В. В.], Нечто о тривиальности, «С.-Петербургские ведомости», 1867, 28 дек.; его же, Еще одно, последнее сказание, там же, 1868, 10 янв.; В. С. [Стасов В. В.], Музыкальные лгуны, там же, 1869, 6 июня; его же, Письмо в редакцию и объяснения, там же, 1869, 18 июня; его же, Корреспонденция [полемика с Фаминцыным], там же, 1871, 7 окт.; Кюи Ц. A., Музыкальные заметки, там же, 1869, 21 окт.; 1870, 6 окт., 1871, 22 сент.; Ларош Г. A., Музыкально-литературные заметки, «Современная летопись», 1871, No 7; его же, Музыкальные очерки, «Голос», 1875, 26 ноября; Лисовский H. M., Отзыв о сочинении А. С. Фаминцына «Гусли - русский народный музыкальный инструмент», «Записки имп. русского археологического общества», 1891, т. 6, то же, отд. оттиск, СПБ, 1893; Ал. Серг. Фаминцын [некролог], «РМГ», 1896, No 8. Л. Ю. Малинина. |