ФАРАБИ, аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (латинизированное - Альфарабиус, Alpharabius) (ок. 870, Фараб, ныне на территории Казах. ССР - 950, Дамаск) - философ, учёный-энциклопедист, муз. теоретик Востока. Философское и естеств.-науч. образование получил в Багдаде и Харране. Одним из его наставников был философ Абу-Басир Матта биу-Юнус. Осн. период жизни и творчества Ф. связан с Халебом (Алеппо), где он написал свои наиболее значит. работы по философии, логике, математике, музыке. Многие из них были переведены с араб. яз. на латинский и оказали большое влияние на ср.-век. зап.-европ. учёных (Р. Бэкон и др.). В своих трудах Ф. опирался на опыт культур народов арабо-иран. мира (см. Арабская музыка) и Ср. Азии. Испытал также воздействие идей др.-греч. теоретиков и философов, особенно Аристотеля. Следуя др.-греч. традиции, Ф. подразделял науку о музыке на теоретическую и практическую. Первая из них даёт общие сведения о мелодии, вторая рассматривает правила создания и исполнения конкретных, чувственно воспринимаемых мелодий - инструментальных или вокальных. В теоретич. науке о музыке Ф. выделял также учение о гармонии (гармонику; термин «гармония» в данном случае подразумевает степень консонантности) и учение о ритмах (ритмику). В ритме он видел основу построения муз. формы (от первичной ритмич. ячейки, через ритмич. период - даур, к объединению периодов в целостную муз. структуру). Исследуя перс. восту, хорасанский танбур, Ф. вычислил пифагорейский большой целый тон (см. Пифагоров строй), распадающийся на 3 микроинтервала (две лиммы и комма). Этот целый тон явился основой 17-ступенного звукоряда, разрабатывавшегося ср.-век. теоретиками Востока. Теории музыки посвящены три спец. соч. Ф. Главное из них - «Большой трактат о музыке» («Китаб аль-мусики аль-кабир»; сохранилась только 1-я из двух его частей). Это - монументальный труд, освещающий вопросы происхождения музыки, эстетики, акустики, инструментоведения, теории звукорядов. Две др. работы - «Рассуждения о музыке» и «Книга о классификации ритмов» не сохранились. Проблемы муз. науки затрагиваются также в «Книге о классификации наук» (часто цитировалась под лат. назв. «De scientiis»). Автор комментариев к соч. Аристотеля. Философия Ф. основана на сочетании аристотелизма с неоплатоническим учением. Современники называли Ф. «вторым учителем» («первый» - Аристотель). Издания (пер. на европ. языки): [разделы о музыке из ряда трудов], в кн.: Brockelmann К., Geschichte der arabischen Literatur, Weimar, 1898; Al-Farabi. Grand traitй de la musique. Кitabu l-musiqi al Кabir, в кн.: D'Erlanger R., La musique arabe, v. 1, P., 1930; Al-Farabi's Arabic-Latin writings on music, ed. H. G. Farmer, Glasgow, 1935, N. Y., 1960. Лит: Музыкальная эстетика стран Востока, ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова, [М.], 1967; Ахметова М., Аль-Фараби и музыкальное искусство, в кн.: Аль-Фараби и развитие науки и культуры стран Востока. (Тезисы докладов), А.-А., 1975; её же, Аль-Фараби и музыкальное искусство, «Известия АН Казахской ССР. Серия филологическая», А.-А., 1975, No 3; Steinschneider M., Al-Farabi, St.-Petersbourg, 1869; Wiedemann E., Ьber al Färäbis Aufzählung der Wissenschaften (De scientiis), Sitzungsberichte der Physikalisch-medizinischen Sozietät, 1907, Bd 39, то же, в его кн.: Aufsätze zur arabischen Wissenschaftsgeschichte, Bd 1, Hildesheim, 1970; Beichert E. A., Die Wissenschaft der Musik bei Al-Farabо, Regensburg, 1931 (Diss.); Hamiudi H., Alfaraby's Philosophy, Sydney, 1933; Madkiur I., La place d'Al-Farabi dans l'йcole philosophique musulmane, P., 1935; Randel Don M., Al-Farabi and the role of Arabic music theory in the Latin Middle ages, «Journal of the American musicological society», 1976, v. 29, No 2. О. В. Русанова. |