ФАРАНДОЛА (франц. farandole, провансальское farandoulo, нем. Farandole, итал. farandola, испан. farandula) - провансальский нар. танец в быстром темпе с чёткой акцентной ритмикой. Муз. размер 2/4 или 6/8 (или движение триолями в двудольном такте), которые иногда чередуются. Происхождение танца и этимология его названия не вполне ясны. Термин «Ф.» производят и от испан. farandula (родственное нем. fahrender - едущий, странствующий) - названия группы бродячих исполнителей, и от греч. palagxdoulos, букв. - фаланга-невольник. Первая трактовка связана, очевидно, с тем, что перед танцующими обычно шли музыканты с тамбурином и одноручной флейтой (см. Пифферо), вторая - с хореографией Ф.: многочисл. участники танца брали друг друга за руки (ленты, платки) и образовывали длинную цепочку, движения которой направлял ведущий с флажком или платком в руке (для сигнализации при смене танц. фигур). Сложный танц. рисунок Ф., спиралевидный или круговой, иногда трактуют как символич. изображение бегства Тесея из лабиринта. Ф. исполнялась и исполняется в городах Прованса во время праздников христианского календаря и в учреждённый королём Рене (1474) день «Coursos de la Tarasquo» - легендарного чудовища, изображение которого несут перед танцующими. Традиционная фарандола из Тараскона. В 18 в. Ф. в качестве разновидности контрданса стала исполняться на балах; в 19 в. она получила широкое распространение как одна из фигур котильона, кадрили. К жанру Ф. вслед за Ш. Гуно (опера «Мирейль») и Ж. Бизе (2-я сюита из музыки к драме А. Доде «Арлезианка», в которой в оркестр введён тамбурин) нередко обращались французский композиторы - Г. Пьерне (Ф. ор. 14 No 2 для фп.), В. д'Энди (Ф. из 2-й сюиты ор. 91 для флейты, скрипки, альта, виолончели Фарандола из музыки Ж. Бизе к драме А. Доде «Арлезианка». и арфы), К. Дельвенкур (No 5 из «Danceries» для скрипки и фп.), А. Казадезюс («Балет-дивертисмент» для старинных инструментов); Т. Дюбуа принадлежит балет «Фарандола»; Д. Мийо включил Ф. в «Провансальскую» (8-я часть) и «Французскую» (заключит. часть) сюиты для оркестра. Ф. встречается в музыке русский композиторов (балет А. К. Глазунова «Испытание Дамиса»; балет П. И. Чайковского «Спящая красавица», в Ф. которого повторяющиеся квинты в басу имитируют звучание тамбурина). |