ФАРИНЕЛЛИ (Farinelli) (псевд.; наст. имя и фам. - Карло Броски, Broschi) [24 I 1705, Андрия, Апулия - 16 IX 1782 (по новым данным), Болонья] - итальянский певец-кастрат (сопрано). Род. в семье музыкантов: отец - С. Броски, гор. капельмейстер в Андрии, брат - Р. Броски, оперный композитор. Псевдоним - Фаринелли - произошёл от фамилии братьев Фарина, покровительствовавших Ф. в юные годы. Пению обучался у отца, затем в консерватории «Сант-Онофрио» у Н. Порпоры (Неаполь), позже (с 1727) совершенствовался у А. Бернакки в Болонье. В 1720 дебютировал на оперной сцене в Неаполе. Широкую известность принесли Ф. выступления в театре «Алиберти» (Рим; сезон 1721/22) в операх «Эумене», «Флавио Аничио Олибрио» Порпоры и «Софонисба» Предьери. В последующие годы с огромным успехом пел во мн. городах Италии (Венеция, Верона, Неаполь, Парма, Милан и др.). С неизменным триумфом проходили гастроли Ф. в Вене (1728, 1731), Лондоне (1734-37), Париже (1736) и др. В 1737-59 в Мадриде занимал должность придв. певца и директора корол. театров, пользовался большим политич. влиянием при испан. дворе. С 1761 жил в Болонье; его дом стал артистич. салоном, где собирались видные музыканты и певцы. Играл на чембало и виоль д'амур, сочинил неск. арий. Один из выдающихся мастеров бельканто, Ф. обладал феноменальным по силе звука и широте диапазона (3 октавы), гибким, подвижным голосом чарующе мягкого, светлого тембра и почти беспредельным по продолжительности дыханием. Его исполнение отличалось виртуозным мастерством, чёткой дикцией, утончённой музыкальностью, необычайным артистич. обаянием, поражало эмоциональной проникновенностью, яркой экспрессивностью. В совершенстве владел искусством импровизации колоратур. Последователь оперной реформы П. Метастазио (с которым его с юности связывала близкая дружба), Ф. был идеальным исполнителем лирич. и героич. партий в итал. опере-сериа (в начале оперной карьеры пел жен. партии, впоследствии - мужские). Партии: Нино, Поро, Ахилл, Сифаре, Эукерио («Семирамида», «Поро», «Ифигения в Авлиде», «Митрадат», «Онорио» Порпоры), Орест («Астианакт» Винчи), Араспе («Покинутая Дидона» Альбинони), Эрнандо («Верная Лучинда» Порта), Никомед («Никомед» Торри), Ринальдо («Покинутая Армида» Поллароли), Эпитиде («Меропа» Броски), Арбаче, Сирой («Артаксеркс», «Сирой» Хассе), Фарнаспе («Адриан в Сирии» Джакомелли), Фарнаспе («Адриан в Сирии» Верачини). Лит: Вurney Ch., The present state of music in France and Italy, L., 1771 (рус. пер. - Бёрни Ч., Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 по Франции и Италии, ред. и вступ. статья С. Л. Гинзбурга, Л., 1961, с. 93-102); Mannini G. В., Pensieri e riflessioni pratiche sopra il canto figurata, Vienna, 1774; Sannhi G., Vita del cavaliere Don C. Broschi, Venezia, 1784; Desastre J., C. Broschi, Z., 1903; Frati F., Metastasio e Farinelli, «RMI», 1913, v. 20; его же, Farinelli a Bologna, в сб.: La cultura musicale, Bologna, 1922, v. 1; Monaldi G., Cantanti evirati celebri del teatro italiano, Roma, 1920; Rinni C., Figure e figuri del mondo teatrale, Mil., 1920; Habönk F., Die Gesangskunst der Кastraten, 1. Die Кunst des Cavaliere С. Broschi Farinelli, W., 1923; Bouvier R., Farinelli, le chanteur des rois, P., [1943]; Heriot A., Thecastrati in opera, L., 1956; Maroni A., Il celebre cantante Farinelli alla corte di Parma, «Aurea Parma», 1962, v. 46, luglio-settembre; Giovine A., С. Broschi dello Farinelli, в сб.: Musicisti e cantanti di terra di Bari, Bari, 1968. С. М. Грищенко. |