ФЕЛЬЗЕНШТЕЙН (Felsenstein) Вальтер (30 V 1901, Вена - 8 X 1975, Берлин) - оперный и драм. режиссёр, актёр. По национальности австриец. Работал в театрах Германии: с 1923 актёр в Любеке и др. городах, с 1926 режиссёр в Бёйтене. Был также режиссёром в театрах Базеля (1927-29), Фрейбурга (Брейсгау, 1929-32), Кёльна (1932-34), Франкфурта-на-Майне (1934-36, огромный успех имела пост. «Летучей мыши» И. Штрауса). Из-за преследований фашистов в 1938 был вынужден уехать в Цюрих (Швейцария, жил там до 1940), где поставил оперу «Саломея» Р. Штрауса (дир. Р. Штраус). В 1941 осуществил пост. опер «Фальстаф», «Тангейзер», «Свадьба Фигаро» в Ахене (дир. Г. Караян). С 1947 худ. рук. театра «Комише опер» в Берлине (ГДР). Поставил ряд произв. в оперных театрах Зальцбурга, Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Штутгарта, Милана, Праги, Москвы, Вены. Наиболее значит. пост.: «Орфей в аду» (1948), «Сказки Гофмана» (1958), «Рыцарь Синяя Борода» (1963) Оффенбаха, «Кармен» (1949), «Вольный стрелок» (1951), «Волшебная флейта» (1954); «Лисичка-плутовка» Яначека (1956), «Отелло» (1959, кинофильм 1969), «Травиата» (1960); «Севильский цирюльник» Паизиелло (1960), «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1961), «Дон Жуан» (1966); «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1968). В 1959 и 1965 вместе с театром «Комише опер» посетил СССР, в 1969 поставил «Кармен» в Моск. муз. театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Чл. (1951), вице-президент (1959) Нем. академии искусств (Берлин), почётный доктор Берлинского университета им. Гумбольдта (1961), Пражского университета (1962). Нац. пр. ГДР (1950, 1951, 1956, 1960, 1970). Ф. - один из крупнейших реформаторов нем. муз. театра. Требовал от актёров-певцов полной согласованности муз. интонации и сценич. поведения. Зачастую создавал свою сценич. обработку и новый перевод текста произв. Реалистич. реформаторские устремления Ф. близки принципам оперной режиссуры К. С. Станиславского. Среди наиболее известных учеников Ф. - режиссёры Г. Фридрих и И. Херц. Вместе с ними Ф. написал кн. «Музыкальный театр. Сообщения о методике и концепция спектакля» («Musiktheater. Beitrage zur Methodik und zu Inszenierungs-Кonzeptionen», 1970). Автор ряда статей, в т. ч. «Знамя театра - честность и правда» (опубликована на рус. яз., «Советская музыка», 1971, No 7), кн. «Музыкальный театр» («Musiktheater», 1961) и «Schriften zum Musiktheater» (1976). На рус. яз. издана книга В. Фельзенштейна и З. Мельхингера «Беседы о музыкальном театре» (пер. и примеч. С. Барского, предисл. М. Слуцкой, 1972, 2-е изд. 1977), в к-рую вошли отрывки из кн. «Musiktheater» и др. лит. соч. Ф. Лит: Краузе Э., Вальтер Фельзенштейн и его театр, [пер. с нем.], «СМ», 1960, No 1; Сабинина М., В гостях у Фельзенштейна, там же, 1964, No 10; её же, Вальтер Фельзенштейн и его театр, «МЖ», 1965, No 10; Комише опер. [Гастроли в СССР], (буклет), М., 1965; Говорят деятели «Комише опер», «СМ», 1965, No 10; Кузнецова И., Утверждение правды, там же, 1966, No 2; Реблинг Э., Выдающееся достижение, [пер. с нем.], там же, 1969, No 4; Добрынина Е., «Кармен», как ее задумал автор, «МЖ», 1970, No 6; Орджоникидзе Г., Кто ты, прекрасная цыганка?, «СМ», 1970, No 7;Золотов A., «Кармен», «Театр», 1970, No 8; Рихтер С., Произведение нужно ставить в подлиннике, «СМ», 1970, No 11; Сокольский М., Две Кармен, там же, 1970, No 12; Moрозова Н., Оперная классика в ГДР, «Театр», 1972, No 5; Михайлов Л., Театры-побратимы, «МЖ», 1974, No 19; Die Кomische Oper 1947-1954, [В., 1954]; Friedrich G., Walter Felsenstein., Weg und Werk, В., 1961; Rarker Сh., Studying with Felsenstein, «Opera», 1964, Bd 15, No 5; Wege zum Musiktheater, В., 1965; Коhl Сl., Кrause Е., Felsenstein auf der Probe, В., 1971; Оttо H. G., Zwischen Bühne und Film. Einige Anmerkungen zu Walter Felsensteins Opern-Farbfilmen, «Theater der Zeit», 1971, No 5; Кranz D., Gespräche mit Felsenstein, В., 1976, 1978. Ю. В. Крейнина. |