ФЕОНА Алексей Алексеевич (1 XI 1919, Петроград - 14 V 1977, Москва) - сов. артист оперетты (лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1963). Сын А. Н. Феоны. В 1939 окончил Хор. техникум при Ленингр. акад. капелле; брал уроки пения у С. И. Мигая и С. Я. Борелли. В 1942 дебютировал на сцене Петрозаводского театра муз. комедии. В 1944-72 артист Моск. театра оперетты. Партии: Эдвин, Тасилло, мистер Икс («Сильва», «Марица», «Принцесса цирка» Кальмана; партию Эдвина исполнил св. 500 раз), Альфред («Летучая мышь» Штрауса), Рене, граф Данило («Граф Люксембург», «Весёлая вдова» Легара), Андрей Туманский («Холопка» Стрельникова), Алексей Берестов («Акулина» Ковнера), Юрий Токмаков («Девичий переполох» Милютина), Юрий («Весна поёт» Кабалевского) и др. В 1957 в Одесском оперном театре исполнил партии Ленского и Пинкертона. Автор муз. произв., среди которых - цикл романсов на стихи М. Ю. Лермонтова. С 1969 преподавал в Моск. муз.-пед. уч-ще им. Гнесиных. Гастролировал за рубежом (Болгария, ГДР, Польша, Чехословакия). ФЕОНА Алексей Николаевич [18 (30) III 1879, г. Бельцы, ныне Молд. ССР - 20 IX 1949, Ленинград] - советский актёр и режиссёр оперетты. Засл. деят. искусств РСФСР (1941), нар. арт. Карел. АССР (1943). В 1905 окончил драм. школу при Александринском театре в Петербурге (класс актёрского мастерства В. Н. Давыдова), учился пению у И. В. Тартакова. В 1905-1910 актёр петерб. драм. театра В. Ф. Комиссаржевской, с 1911 - петерб. театров оперетты «Буфф» и «Палас». Выделялся артистич. культурой, мастерством, тщательной разработкой образа. Наиболее значит. роли: Лярус («Ева» Легара), король Чуланглинглонг («Король веселится» Нельсона), Ферфакс («Гейша» Джонса), граф Данило («Весёлая вдова» Легара), Эдвин и Бони («Сильва» Кальмана), Гаспар («Корневильские колокола» Планкета), Флоридор («Нитуш» Эрве). Как режиссёр начал работу в 1917 в Петрогр. театре «Буфф» пост. оперетт «Цыганская любовь» Легара и «Сильва» Кальмана (1-я пост. в России). В 1919 в Ленингр. театре оперы и балета пост. оперу «Фауст» (партию Мефистофеля исполнял Ф. И. Шаляпин). В 1919-27 режиссёр Ленингр. Малого оперного театра, где осуществил пост. ряда спектаклей, в т. ч. «Алеко» Рахманинова (совм. с Шаляпиным, который исполнял также заглавную партию), «Луиза» Шарпантье, «Нищий студент» Миллёкера. Одноврем. продолжал режиссёрскую и актёрскую работу в разл. ленингр. театрах. Организовал в 1928 Ленингр. театр муз. комедии (в 1929-31, 1934-30, 1941-42 режиссёр и худ. руководитель). В 1937-41, 1945-48 худ. рук. Ленингр. обл. т-pa оперетты. В 1942-44 худ. рук. театра муз. комедии Карел. АССР, работавшего в Уральске. В разные годы ставил спектакли в Моск. театре оперетты, в театрах муз. комедии Свердловска, Киева, Харькова, Одессы, Риги, а также в Ленингр. мюзик-холле. Ф. - один из крупнейших деятелей сов. театра оперетты, способствовавших идейно-художеств. перестройке этого жанра. Пост. Ф. отличались целостностью замысла, тонким пониманием муз. драматургии, яркой зрелищностью, изобретательностью массовых сцен. Пропагандировал творчество советский композиторов, впервые поставив оперетты «Холопка» и «Сердце поэта» Стрельникова (1929 и 1934, Ленингр. театр муз. комедии), «Женихи» и «Золотая долина» Дунаевского (1927, там же; 1938, Моск. театр оперетты). Лит: Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937; его же, Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Крыжицкий Г., К. А. Марджанов и русский театр, М., 1958; Ярон Г., О любимом жанре, М., 1960; Театр музыкальной комедии [Ленинграда] и годы блокады, сб. ст., Л., 1973; Мусатов В., Имре Кальман, Л., 1978, с. 135-140, 142-144. |