ФЁРСТЕР (Foerster) Йозеф Богуслав (30 XII 1859, Прага - 29 V 1951, Нови-Вестец) - чеш. композитор, педагог, муз. критик. Нар. арт. ЧССР (1945). Сын органиста Йозефа Ф. (1833-1907), Ф. происходил из канторской семьи с давними муз. традициями. С детства окружённый музыкантами (среди друзей отца - А. Дворжак), он рано научился играть на мн. инструментах и познакомился с муз. жизнью Праги (сильное впечатление на Ф. произвели последние оперы Б. Сметаны). Окончив в 1882 Органную школу в Праге по классу Ф. З. Скугерского, служил органистом в церкви св. Войтеха в Праге (1882-88), пел в муж. хоре «Глагол Пражский», преподавал пение в средней школе, дирижировал хором в храме Марии Снежной (1889-94), публиковал статьи в муз. журналах - об Э. Григе, Р. Шумане, Ф. Листе, П. И. Чайковском, И. Брамсе, А. Дворжаке, Г. Малере и гл. обр. о Б. Сметане. Вместе с Я. Нерудой и др. передовыми деятелями чеш. культуры Ф. активно поддерживал прогрессивные реформаторские начинания Сметаны, направленные на создание и развитие нац. традиций в чеш. музыке. В 1893-1903 работал в Гамбурге (переехал туда вместе с женой, солисткой пражского Нац. театра Б. Фёрстровой-Лаутереровой, к-рую Г. Малер пригласил петь в Гамбургском гос. оперном театре). В 1903-18 профессор композиции в Новой консерватории в Вене. Живя за границей, Ф. не порывал связей с Чехией. Вернувшись в 1918 в Прагу, стал одним из ведущих деятелей чеш. муз. культуры. (В 1919 в Праге создано Муз. общество имени Ф.; возобновило свою деятельность, в т. ч. издательскую, после 2-й мировой войны 1939-45; с 1955 его пред. - Й. Плавец.) Профессор по классу композиции (1918-31) Пражской консерватории (в 1922-31 с небольшим перерывом ректор), читал лекции о музыке на философском ф-те Карлова университета (в 1919 избран его почётным доктором), возглавлял чеш. Академию изящных искусств (1931-39). Имя Ф. присвоено брненскому дух. квинтету и пражскому фп. трио. Творчество Ф., продолжавшее демократич. традиции основоположников чеш. муз. классики Б. Сметаны и А. Дворжака, при всей его противоречивости, в целом способствовало утверждению и развитию реалистич. направления в чеш. музыке. Нек-рое влияние на него оказал также Г. Малер; более значительным было воздействие его любимого комп. П. И. Чайковского (встречался с ним в Праге и Гамбурге, посв. его музыке ряд статей). Возможно, что господство в музыке Ф., особенно симфонической, лирико-психологич. начала связано с влиянием творчества Чайковского. Усвоение разработанных Чайковским приёмов орк. письма сказалось в мелодич. выразительности и напевности партии каждого инструмента (напр., в 1-м струн. квартете, посв. Чайковскому, 1888). Сам композитор не отрицал влияние рус. музыки на его творчество. Позднее под воздействием модернистских течений в зап.-европ. музыке гармонич. язык некоторых соч. Ф. усложнился. Интерес к рус. литературе проявился в выборе сюжета для оперы «Дурень» (по мотивам сказок Л. Н. Толстого); песня «Молитва» написана на одноим. стихотворение М. Ю. Лермонтова, 6 романсов - на стихи А. С. Пушкина. Наиболее значительны хоры и песни Ф. Его муз. язык близок чеш. нар. песенности. Среди опер наибольшую известность получила «Ева», к-рая ставилась также за рубежом. Ф. принадлежит музыка к 12 спектаклям драм. театра по пьесам Я. Врхлицкого, У. Шекспира, Ю. Стриндберга, Г. фон Гофмансталя, Й. Тыла и др. Соч.: оперы (все впервые пост. в Праге) - Дебора (1893), Ева (1899), Джессика (по «Венецианскому купцу» Шекспира, 1905), Непобеждённые (Nepremozeni, 1918), Сердце (Srdce, 1923), Дурень (Bloud, 1936), мелодрамы; оратория Святой Вацлав (Svatэ Vaclav, 1928), кантаты - Май (Mai, 1936), кантата, посв. 30-летней войне (1940), «1945» (посв. освобождению Чехословакии, 1946); для орк. - 5 симфоний (1888; 2-я, посв. памяти сестры Марии, - Pamatce sestry Marie, 1893; 3-я, Жизнь - Zivot, 1894; 4-я, Пасхальная ночь - Velikб noc, 1905; 5-я, Памяти сына Альфреда - Pamatce syna Alfreda, 1929), симф. поэмы: Моя юность (Mй mladн, 1900), Легенда о счастье (Legenda о stestн, 1909), Загадка (Enigma, 1909), Весна и желание (Jaro a touha, 1912), сюиты: В горах (V horach, 1884), Сирано де Бержерак (по Э. Ростану, 1903), Из Шекспира (Ze Shakespeara, 1909), Весна (Jaro, лирич. сюита, также для арфы и струн. орк., 1911), Йичинская (Jicinskб suita, 1923), Славянская фантазия (Slovanskб fantasie, 1884), увертюры: Трагическая (Tragickб ouverture, 1895), Торжественная (Slavostnн ouverture, 1907); для инструмента с орк. - концерты для скр. (1911, 1926), влч. (1931), баллада для скр. (1914), каприччо для флейты и малого орк. (1946); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1882, 1889), сонаты для влч. и фп. (1898, 1926), сюита для альта и фп., 3 фп, трио (1883, 1894, 1921), 4 струн. квартета (1888, 1893, 1914, 1944), пьесы: Молитва (Modlitba, для струн. квартета, 1940), менуэт для квинтета дерев. дух. инструментов (1909), струн. квинтет (1886), нонет (1931); для фп. - циклы Яблоневый цвет (A jablone kvetly, 1905), Впечатление (Impresse, 1909), Эротические маски (Erotovy masky, 1912) и др.; фантазия для органа; мессы, мотеты, псалмы и др. духовные соч.; хоры a cappella на слова чеш. и др. поэтов-классиков; для голоса с орк. - песни: Песни любви (Milostne pisne, на стихи Р. Тагора), Чистое утро (Ciste jitro, 1918); песни (ок. 200) на стихи Я. Врхлицкого, Р. М. Рильке, Г. Фальке и др.; музыка к спектаклям драм. театра. |