ФЕТИС (Fetis) Франсуа Жозеф (25 III 1784, Монс - 26 III 1871, Брюссель) - бельгийский музыковед, муз. писатель и критик, композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился в Парижской консерватории у Л. Керубини и Ф. А. Буальдьё (композиция). В 1811-18 органист и преподаватель пения и гармонии в Бувине и Дуэ, с 1821 профессор композиции, с 1826 гл. библиотекарь Парижской консерватории. Одноврем. вёл науч. работу, выступал как муз. критик в парижской печати. В 1827 основал первый во Франции еженедельный муз. журн. «Revue musicale» (до 1833 его единств. редактор и осн. автор); публиковал статьи также в парижской муз. газ. «La Revue et gazette musicale de Paris» и др. С 1833 директор Брюссельской консерватории. Организовал в Париже (1832) и Брюсселе (1837) циклы историч. концертов, которые сопровождал спец. лекциями. Одноврем. был руководителем Корол. капеллы в Брюсселе. Собрал ценную муз. б-ку и коллекцию муз. инструментов, которые после его смерти были приобретены правительством Бельгии. Глава белы. и французский музыковедч. школы сер. 19 в., Ф. - один из основоположников сравнит. и историч. музыковедения. Его труды (при недостаточной достоверности некоторых сведений и консервативности отд. концепций) сыграли выдающуюся роль в систематизации муз.-историч. и теоретич. знаний того времени. Одним из первых во Франции ввёл понятие муз. эстетики, к-рую считал истинной философией музыки (программная статья «О философии и поэтике музыки», 1828); впервые поставил ряд важных муз. эстетич. и теоретич. проблем. Нек-рые философско-эстетич. положения Ф. (несмотря на их идеалистич. характер) имели прогрессивное значение; утверждал (вопреки распространённому в то время мнению), что сочинения выдающихся композиторов прошлого сохраняют художеств. ценность и могут применяться в совр. муз. практике; считал, что искусство не прогрессирует а преобразуется и что новейшая музыка не может служить эталоном для оценки музыки минувших эпох. Свой эстетич. идеал Ф. находил в искусстве прошлого, рассматривая развитие музыки как имманентный процесс смены разл. принципов оформления звукового материала. Ценность представляет его труд по истории гармонич. систем. Ф. высказал передовые для его времени идеи о подчинении всех гармони. явлений закону тяготений тонов, установил 4 фазы в истории развития гармонии - унитональность, транзитональность, плюритональность и омнитональность. Ф. принадлежат также многочисл. учебники и уч. пособия по разл. отраслям муз. теории и муз. исполнительства, капитальные труды в области лексикографии и истории музыки, в т. ч. 8-томная работа «Всеобщая биография музыкантов и библиографический музыкальный словарь» (1835-44, 2-е изд. 1860-1865), к-рая принесла Ф. мировую известность (по охвату материала не имела равных в истории муз. лексикографии), и 5-томная «Всеобщая история музыки» (до 15 в.), сохраняющая источниковедч. ценность (несмотря на архаичность позиций автора). Знаток нар. музыки и муз. культур внеевроп. цивилизаций, Ф. своим очерком «За новый метод классификации человеческих рас по их музыкальным системам» (предисловие к исследованию антрополога Бока, 1867) заложил основы совр. этномузыкологии. Основоположник муз. критики во Франции, Ф. первым придал ей проф. характер (статьи, рецензии, очерки о событиях муз. жизни и др.). Сыграл важную роль как популяризатор муз. искусства. Его кн. «Музыка, понятная для всех» (1830) переведена на мн. языки, в т. я. на рус. яз. Однако как муз. критик Ф. был консервативен - отстаивая классич. традиции, он не принимал новаторства композиторов и исполнителей романтич. направления (Г. Берлиоз считал Ф. своим идейным противником). Соч.: 4 комич. оперы (1820-32); для орк. - симфонии (1862, 1863,), конц. увертюра (1854); для инструмента с орк. - симф. фантазия для органа (1866), концерт для флейты (1869); камерно-инстр. ансамбли - струн. квинтеты (1860, 1862, 1863), струн. квартет с фп. в 4 руки (1819); пьесы для фп. и органа; культовые хор. произв.; песни, вокализы. Лит. соч.: Methode йlementaire et abregee d'harmonie et d'accompagnement, P., 1823; Traitй du contrepoint et de la fugue, P., 1824; Solfeges progressifs…, P., 1827; Sur la philosophie et sur la poetique de la musique, «Revue musicale», 1828, t. 3, p. 409-16, 509-16 (рус. пер. - О философии и поэтике музыки, пер. E. P. Бронфин, в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX века, М., 1974, с. 98-111); Traitй de l'accompagnement de la partition sur le piano ou l'orgue, P., 1829; La musique mise а la portee de tout le monde, P., 1830 (рус. пер. - Музыка, понятная для всех, или Краткое изложение всего нужного, чтоб судить и говорить об искусстве сём, не учившись оному, СПБ, 1833); Biographie universelle des musiciens et bibliographie generale de la musique, v. 1-8, Brux., 1835-44, P., 1860-65, новое изд. v. 1-10, Brux., 1963; Methode des methodes de chant, P., 1862; Manuel des principes de musique, P., 1837; Methode des methodes de piano (совм. с И. Мошелесом), Р., 1840; Esquisse de l'histoire de l'harmonie…, P., 1840; Methode йlementaire de plain-chant…, P., 1843; Traitй complet de la theorie et de la pratique de l'harmonie, P., 1844; Notice biographique sur Nicolo Paganini, P., 1851; Antoine Stradivari, P., 1856; Histoire generale de la musique, depuis les temps les plus anciens jusqu'а nos jours, v. 1-5, P., 1869-76 (доведена до 15 в.). Сын P. - Эдyaр Луи Франсуа Ф. (16 V 1812, Бувинь, близ г. Динан - 31 I 1909, Брюссель) - бельг. муз. и художеств. критик, редактор. В юности помогал отцу, участвуя в редактировании журн. «Revue musicale», в 1833-35 вёл журнал самостоятельно. С 1836 старший библиотекарь Корол. б-ки Бельгии, хранитель Отдела печати, позднее - чл. Корол. академии в Брюсселе. Одноврем. редактор муз. отдела, затем отдела искусств в газ. «Independance Belge». Профессор Академии изящных искусств (курс эстетики). Издал 5-й том «Всеобщей истории музыки» («Histoire generale de la musique», 1876) P. Фетиса и составил «Систематический каталог» ценной б-ки отца, приобретённой бельг. правительством («Catalogue de la bibliotheque de F. J. Fetis», 1877). Соч.: Legende de Saint Hubert, precedee d'une preface bibliographique et d'une introduction historique, Brux., 1847; Description des richesses artistiques de Bruxelles, Brux., 1847; Les musiciens belges, v. 1-2, Brux., 1849; Les artistes belges а l'йtranger, v. 1-2, Brux., 1857-65. Лит: Ларош Г., Фетис-отец как музыкальный историк, «Музыкальный листок», 1876, No 5-6, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, СПБ, 1894; Бронфин Е., Мысль о музыке во Франции XIX в. [вступ. ст.], в кн.: Музыкальная эстетика Франции XIX в., М., 1974, с. 11-12, 96-98; Ambris A. W., Fetis, в его кн.: Bunte Blätter, Lpz., 1872; Gevaert Fr. A., Discours prononcй а l'occasion du 100 anniversaire de la naissance de Fr. J. Fetis, Gent, 1884; Chevallier L., Les theories harmoniques, P., 1925 (рус. пер.: Шевалье Л., История учений о гармонии, М., 1932, с. 147-49); Gurlitt W., Fr. J. Fetis und seine Rolle in der Musikwissenschaft, в изд.: Кongress-Bericht, Lüttich, 1930; Prod'homme J.-G., Fetis, bibliothecaire du conservatoire, «La Revue Musicale», 1931, annee 12, No 116; Haraszti E., Fetis, fondateur de la musicologie comparee, «Acta Musicologica», 1932, v. 4, fasc. 3; Wangermee R., Francois-Joseph Fetis, musicologue et compositeur, Brux., 1951; Fr. J. Fetis et la vie musicale du son temps 1784-1871, Brux., 1972. E. P. Бронфин. |