ФЕЙНБЕРГ Самуил Евгеньевич [14 (26) V 1890, Одесса - 22 X 1962, Москва] - сов. пианист, педагог, композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1937). Доктор искусствоведения (1940). С 1894 жил в Москве. Учился игре на фп. у А. Ф. Иенсена, затем у А. Б. Гольденвейзера в Филармонич. уч-ще и Моск. консерватории (окончил в 1911); одноврем. брал уроки композиции у Н. С. Жиляева. С 1912 концертировал в России и за рубежом. В 1922-62 профессор по классу фп., с 1936 зав. кафедрой фп. в Моск. консерватории. Состоял чл. жюри ряда всесоюзных и междунар. конкурсов пианистов. Был первым исполнителем мн. соч. С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского, А. Н. Александрова и А. В. Станчинского, а также собств. музыки. Завоевал известность как интерпретатор произв. А. Н. Скрябина. В его исполнении нашли отражение особенности скрябинского пианизма - полётность, некоторые приёмы звукоизвлечения и педализации. Эти черты сказывались и в интерпретациях Ф. произв. др. композиторов. Он с равным мастерством исполнял классич. и романтич., зап.-европ. и рус. музыку, в т. ч. оба тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха (имеется грамзапись), все сонаты Л. Бетховена, основные соч. Ф. Шопена, Р. Шумана, пьесы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера и др. Ярко индивидуальные трактовки сочетались у Ф. с точным воплощением авторского замысла, интуиция и эмоциональность - с интеллектуализмом. Свои эстетич. и педагогич. принципы обобщил в ряде лит. работ, посв. теории исполнительства и фп. педагогики. Как педагог придавал большое значение точному воспроизведению нотного текста, отрицательно относясь к нарочито вольным интерпретациям, надуманным нюансам. Среди многочисл. учеников Ф. - видные муз. деятели, лауреаты междунар. конкурсов, педагоги, в т. ч. И. Н. Аптекарев, Н. П. Емельянова, Л. М. Зюзин, В. К. Мержанов, В. А. Натансон. В своём творчестве (гл. обр. соч. для фп.) продолжал традиции рус. классики; музыка А. Н. Скрябина была стилистически близка Ф. и как композитору. Однако Ф. удалось создать собств. оригинальный стиль. Для Ф. характерны тяготение к психологически сложным, иногда трагедийным концепциям, острой ритмике, многозвучной, нередко полифонич. фактуре. Ф. принадлежат обработки для фп. произв. И. С. Баха, А. Вивальди, А. П. Бородина, Чайковского и др.; каденции к концертам для фп. с оркестром В. А. Моцарта, Бетховена и др., обработки нар. песен, в т. ч. сб. «25 чувашских песен» для голоса с фп. (1937). Гос. пр. СССР (1946). Соч.: для фп. с орк. - 3 концерта (1931; 1944, Гос. пр. СССР, 1946, 1947, 2-я ред. 1951); для фп. - 12 сонат (1915-1960), 2 сюиты (1926, 1936), 2 фантазии (1917, 1924), 4 прелюдии (1926), циклы романсов для голоса с фп. - 10 на сл. А. С. Пушкина (1922, 1937), 7 на сл. М. Ю. Лермонтова (1936), 3 на сл. А. А. Блока. Лит соч.: Пианизм как искусство, М., 1965; Мастерство пианиста, [сост. и общая ред. Л. Фейнберга и В. Натансона], М., 1978. Лит: Алексеев A., О пианистических принципах С. Е. Фейнберга, в кн.: Мастера советской пианистической школы, М., 1961. В. А. Натансон. |