ФИБИХ (Fibich) Зденек (21 XII 1850, Вшеборжице - 15 X 1900, Прага) - чеш. композитор, пианист, симф. и хор. дирижёр. Брал уроки по муз.-теоретич. предметам у З. Колешовского (1864-65), учился в муз. школе Б. Сметаны (1865-1866) в Праге. Занимался у И. Мошелеса (фп.), С. Ядассона и Э. Ф. Э. Рихтера (муз.-теоретич. предметы) в Лейпцигской консерватории (1866-67). С 1868 совершенствовался в Париже, затем у В. Лахнера в Мангейме (1869-1870). С 1871 до конца жизни работал в Праге (за исключением 1873-74, когда он преподавал в Муз. уч-ще РМО в Вильнюсе). В 1875 и 1877 2-й дирижёр и хормейстер «Временного театра», в 1878-81 регент хора рус. православной церкви, в 1899-1900 зав. репертуарной частью оперной труппы Нац. театра в Праге. С кон. 70-х гг. сочинял музыку, зарабатывая на жизнь уроками. Сын лесника, с детства близкий к природе, Ф. запечатлел в своём творчестве романтич. сказочные образы, связанные с её миром. Особенно близка ему была поэзия нем. романтиков. Первые (не сохранившиеся) оперы Ф. создал на нем. либретто романтич. характера - «Лорелея» и «Капельмейстер в Венеции»; на стихи нем. поэтов написаны также мн. песни Ф., образы нем. литературы лежат в основе его программных фп. пьес. В ряде произв. раннего периода творчества, совпадающего со временем обучения в Лейпциге, ощутимо влияние Р. Шумана. Восприятие нем. романтич. традиций, а также увлечение чеш. романтич. литературой (в т. ч. соч. Я. Врхлицкого, на стихи и сюжеты которого Ф. написал ряд соч.) сделали Ф. выдающимся чеш. романтиком, идейно-художеств. установки которого во многом перекликались с нац. романтич. устремлениями Б. Сметаны и А. Дворжака. Создатель чеш. мелодрамы, Ф. в операх развивал нац. реалистич. традиции Сметаны, которые сочетал с принципами вагнеровской муз. драматургии (особенно заметны в огромной мелодраматич. трилогии «Ипподамия», написанной на антич. сюжет, и опере «Мессинская невеста», по Ф. Шиллеру, отличающихся драм. напряжённостью и трагизмом). Мн. оперы Ф. основаны на сюжетах чеш. нар. сказаний, легенд и эпизодов из истории чеш. народа; таковы наиболее известные «Бланик» и «Шарка», написанные по мотивам нац. эпоса. Патриотич. направленность этих произв. подчёркивается использованием интонац. особенностей чеш. нар. песенности. Лучшие произв. Ф., крупнейшего после Сметаны и Дворжака представителя нац. школы, отмечены драматизмом, лирич. взволнованностью, богатством гармонич. языка и нац. своеобразием; его муз.-сценич. произв. отличаются правдивой обрисовкой человеческих характеров, глубиной чувств. Муз.-сценич. и программные соч. последнего десятилетия жизни проникнуты мечтательностью, для некоторых характерен субъективизм. Одно из последних крупных соч. - огромный лирич. фп. цикл «Настроения, впечатления и воспоминания». По масштабам это соч. Ф. не имеет себе равных в мировой фп. литературе (21 тетрадь содержит 376 пьес; 200 номеров остались в рукописи); З. Неедлы назвал это произв. «Любовным дневником Зденека Фибиха». Широкую известность (под назв. «Поэма») получила симф. поэма «Под вечер» в переложении для скрипки Я. Кубелика. Будучи также одарённым художником, Ф. написал цикл пьес для фп. в 4 руки «Эскизы художника». Хотя Ф. не преподавал в муз.-уч. заведениях, у него были ученики, ставшие видными представителями чеш. муз. культуры, - комп. К. Коваржовиц, О. Острчил, а также музыковед, учёный и комп. З. Неедлы. Ф. написал школу игры на фп. («Velkб teoreticko-prakticka Skola pro klavir», 30 тетрадей, 1883-87). В Праге создано муз. общество «Зденек Фибих», которое издаёт собр. его сочинений («Soubornй vydanн», с 1950). Соч.: оперы - Капельмейстер в Венеции (Der Кapellmeister in Venedig, 1866; комич. опера на собств. текст, конц. исп. в Хрудиме, 1868; не сохранилась), Буковин (1871; 1874, Прага), Бланик (1877; 1881, Прага), Мессинская невеста (Nevesta Mesinskб, трагич. опера, по Ф. Шиллеру, 1884, Прага), Буря (Boure, по У. Шекспиру, 1895, Прага), Геды (Hedy, по «Дон Жуану» Байрона, 1897, Прага), Шарка (Sarka, 1897, Прага), Падение Арконы (Pad Arkuna, 2 ч. - Хельга и Даргун, 1900, Прага), мелодрамы: сценич. трилогия Ипподамия [на сл. Я. Врхлицкого - Сватовство Пелопа (Namluvy Pelopovy, 1890, Прага), Примирение Тантала (Smir Tantaluv, 1891, Прага), Смерть Ипподамии (Smrt Hippodamie, 1891, Прага)], конц. мелодрамы (с орк.) - Сочельник (Stedrэ den, 1875), Месть цветов (Pomsta kvetin, 1877), Вечность (Vecnost, 1878), Водяной (Vodnik, 1883), Королева Эмма (Кralovna Emma, 1883), Гакон (1888); кантата к 500-летию со дня смерти Карла IV (Кantata na pamet 500. ъmrtн Кarla IV, 1876, для двойного муж. хора), месса (Missa brevis, для смеш. хора, органа и струн. орк., 1885); для орк. - 5 симфоний (ранние - 1865 и 1866 - не сохранились; 1883, 1892, 1898), симф. поэмы: Отелло (1873), Забой, Славой и Людек (1873), Томан и лесная фея (Toman a lesnн panna, 1875), Буря (Boure, по Шекспиру, 1880), Весна (Vesna, 1881), Под вечер (Vpodvecer, 1893), увертюры: Пражский еврей (Prazsky zid, 1871), Комическая (Veselohernн, 1873), Ночь на Карлштейне (Noc na Кarlstejne, 1886), Коменский (Кomenskэ, торжественная, 1892), Олдржих и Божена (1898): камерно-инстр. ансамбли - сонатина для скр. с фп. (1875), романс для скр., с фп. (1879), пьеса Идиллия (Selanka) для кларнета с фп. (1879), конц. полонез для скр. с фп. (1878), 2 фп. трио (1872, 1876), фп. квартет (1874), 2 струн. квартета (1874 и 1878), Тема с вариациями для струн. квартета (1883), квинтет для фп., скр., влч., кларнета и валторны (1894); для фп. - соната (1886), цикл Странички из альбома (Listky do pamatniku, 1886), С гор (Z hor, цикл пьес, 1887), 4 цикла пьес (21 тетрадь, 376 миниатюр), Настроения, впечатления и воспоминания (Nalady, dojmy a upominky, 1892-99), Эскизы художника (Malirskй studie, 1898); пьесы для фп. в 4 руки; муж. и смеш. хоры (песни, в т. ч. детские). |