ФИГНЕР (урожд. - Мей, Mej) Медея Ивановна (4 IV 1859, Флоренция - 8 VII 1952. Париж) - русская певица (драм. сопрано). По национальности итальянка. Пению училась в консерватории во Флоренции у Бьянки и Г. Панофки, одновременно занималась у певицы К. Кароцци-Цукки. В 1875 дебютировала в местечке Синалунга (близ Флоренции) в партии Азучены. Затем пела во флорентийских оперных театрах. В 1877-87 гастролировала в Италии, Испании, странах Юж. Америки. Встретившись в Италии с H. H. Фигнером, постоянно выступала с ним в оперных спектаклях (в 1889 стала его женой). В 1887 дебютировала в партии Валентины («Гугеноты») на сцене Мариинского театра в Петербурге, где проработала до 1912. Впоследствии изредка выступала на оперной сцене (до 1923), участвовала также в концертах. Преподавала сольное пение в 1-й муз. школе при Пролеткульте (1923-25), 2-м Муз. гос. техникуме (1925-26), Центр. гос. муз. техникуме (1926-1930). С 1930 жила за рубежом. Обладала голосом широкого диапазона (сначала пела партии меццо-сопрано) тёплого, мягкого тембра с лёгким, завуалированным звучанием верхних нот и сочным бархатным нижним регистром. Благодаря прекрасной вок. школе, драм. таланту, обаянию, яркому темпераменту Ф. создавала выразит. жен. образы. Артистка не преодолела полностью старых исполнит. штампов, однако в рус. ролях стремилась к простоте и естественности. Проходила партии Лизы и Иоланты под рук. П. И. Чайковского (их первая исполнительница), Тоски и Мими - Дж. Пуччини, партию Татьяны разучивала с А. Тосканини. Была первой исполнительницей партий Маши и Франчески («Дубровский» и «Франческа да Римини» Направника). В её разнообразном репертуаре - партии Гориславы («Руслан и Людмила»), Наташи («Опричник» Чайковского), Донны Анны («Дон Жуан»), Елизаветы, Эльзы и Брунгильды («Тангейзер», «Лоэнгрин» и «Валькирия», «Зигфрид», «Гибель богов» Вагнера), Кармен; Маргариты («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто), Дездемоны, Амнерис, Аиды; Адриенны Лекуврер («Адриенна Лекуврер» Чилеа) и др. Соч.: Мои воспоминания, СПБ, 1912. Лит: Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, Л.-М., 1940, с. 186-89; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин, 1890-1904, Л., 1974. А. П. Григорьева. ФИГНЕР Николай Николаевич [9 (21) II 1857, Мамадыш Казанской губ. - 13 (26) XII 1918, Киев] - русский певец (лирико-драм. тенор). Окончил Морской кадетский корпус в Петербурге (1878), служил во флоте, в 1881 вышел в отставку в чине лейтенанта. В 1879 недолго занимался в Петерб. консерватории у В. М. Самуся; брал также уроки пения у И. П. Прянишникова и Ж. Эверарди (жены К. Эверарди). Совершенствовался в Италии у Ф. Ламперти, Э. де Роксаса и др. педагогов. В 1882 дебютировал в Неаполе (в операх Гуно «Филемон и Бавкида» и «Фауст»). В 1882-87 с успехом гастролировал в странах Зап. Европы и Юж. Америки. В 1887 дебютировал в партиях Радамеса; Фауста; Рауля: («Гугеноты») на сцене Мариинского театра в Петербурге, где он работал до сезона 1903/04. Затем выступал на частных оперных сценах в разных городах России, в моск. Большом театре, в собств. антрепризах (Ниж. Новгород, Тбилиси), а также в концертах. В 1907 вернулся в Мариинский театр, где в том же году состоялся его прощальный бенефис (пел партию Ромео в опере «Ромео и Джульетта» Гуно). В 1910-15 солист, худ. рук. и директор оперной труппы Петерб. нар. дома (под его рук. поставлены оперы «Борис Годунов», «Снегурочка», «Князь Игорь»). Стремясь к высокой постановочной культуре спектакля, к слаженности сценич. ансамбля, привлёк к работе в труппе известного реж. А. А. Санина. В 1915 оставил сцену, занялся педагогич. деятельностью. В 1917 поселился на Украине, в 1918 преподавал в Киевской консерватории (вёл оперный класс). Творчество Ф. - яркая страница в истории рус. оперного театра. Его голос не отличался красотой и силой (был несколько суховатого тембра), однако благодаря великолепной вок. школе Ф. был первоклассным певцом. Он в совершенстве владел искусством бельканто: широким, свободным дыханием, превосходным mezzo voce, филировкой, тончайшими градациями звука от легкого piano до мощного forte, кантиленой. Он умел формировать и разнообразить тембры, придавать голосу то мягкость и нежность, то суровость и мужество. Его пение отличали точность интонации, гибкость я изящество фразировки, отчётливая дикция. Ф. уделял большое внимание не только вок. стороне партии, но и её сценич. воплощению. Экспрессивность, яркий темперамент сочетались в его исполнении с художеств. тактом. Стремясь к правдивому раскрытию образов, Ф., однако, не был свободен от оперных штампов. Певец не достигал полного перевоплощения, он подчёркивал лишь преобладающую черту создаваемого образа. Ф. был первым исполнителем мн. партий в рус. операх, в т. ч. Германа (1890, разучивал партию под рук. П. И. Чайковского), Водемона (1892), Владимира Дубровского (1895). Долгое время был лучшим Ленским (до созданного Л. В. Собиновым классич. образа Ленского). Среди др. партий - Синодал, Самозванец, Иоанн Лейденский, Фра-Дьяволо, Хозе, Вертер, Альфред, Герцог, Лоэнгрин. Дж. Верди высоко оценил исполнение Ф. роли Отелло. Чайковский посвятил ему цикл романсов ор. 73. Ф. перевёл на рус. яз. либретто ряда иностр. опер. Лит: Двадцать пять лет славы в опере, сост. Фигнерист, СПБ, 1907, «Русская музыкальная газета», 1912, No 1 (посв. Ф.); Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940; Левик С., Записки оперного певца. Из истории русской оперной сцены, М., 1955, 1962; Фигнер М., Брат и сестра, «Театр», 1964, No 1; H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. 1873-1889, Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974. А. П. Григорьева. |