ФИЛД, Фильд (Field) Джон [26 VII 1782, Дублин - 11 (23) I 1837, Москва] - ирл. пианист, композитор и педагог. Учился игре на фп. у композитора, клавесиниста и певца Т. Джордани в Дублине; домашние занятия Ф. проходили под наблюдением отца (скрипача) и деда (органиста). Впервые публично выступил в 10-летнем возрасте в Дублине. С 1792 жил в Лондоне, служил т. н. демонстратором в магазине муз. инструментов М. Клементи, который до 1803 занимался с Ф. за его игру на инструментах фирмы Клементи для покупателей. Одновременно концертировал (1794-99). Получил известность после исполнения собственного фп. концерта (1799). Сопровождая Клементи в его конц. и коммерч. поездке в Европу, в 1802 много выступал в Париже (в печати особенно отмечалась тонкость его интерпретаций фуг И. С. Баха и Г. Ф. Генделя). Находясь в Вене, Ф. брал уроки фп. игры у И. Альбрехтсбергера. В 1802 вместе с Клементи приехал в Петербург, где и поселился. Дебют Ф. в Петербурге состоялся в 1804 в доме князя Голицына. Вскоре Ф. завоевал славу лучшего петерб. пианиста и педагога. У него занимались многие любители и профессионалы; среди учеников - А. Н. Верстовский, А. Л. Гурилёв, А. И. Дюбюк, В. Ф. Одоевский, Ант. Контский, Ш. Майер; брал у него уроки и М. И. Глинка. К петерб. периоду относится наиболее интенсивная конц., педагогич. и композиторская деятельность Ф. В 1821-31 работал в Москве. В 1832 гастролировал в Великобритании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Италии, Австрии. Ж. Ф. Фетис (в статье, опубликованной в «Revue musicale») высоко оценил исполнение Ф. собств. фп. концерта, «полного очарования», отметив выразительность, точность и законченность его игры. Крупнейший представитель т. н. лондонской школы пианизма, Ф. создал новое направление в исполнит. искусстве. Его современники и музыканты последующих поколений (Ф. Лист, Р. Шуман, М. А. Балакирев) считали Ф. одним из первых представителей романтизма в муз. исполнительстве. Его игра отличалась проникновенным лиризмом и поэтичностью, певучестью, новаторским использованием педали (обусловленным новым фактурным изложением), блестяще развитой пальцевой техникой (М. И. Глинка писал, что пальцы Ф. как бы сами падали на клавиши «подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату»). С исполнит. стилем Ф. тесно связано его композиторское творчество. Ф. был создателем нового жанра фп. музыки - ноктюрна. Уже первые ноктюрны (написаны и изданы в 1814) принесли Ф. огромную известность (в течение неск. десятилетий ноктюрны Ф., как и его фп. концерты, были любимыми произв. рус. музыкантов и публики). Популярны были также его сонаты и рондо. Соч.: для фп. - 7 концертов (с орк.), 4 сонаты, 18 (по некоторым источникам - 20) ноктюрнов, фантазии, вариации на англ. и рус. («Камаринская») темы, полонезы; камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет, 2 дивертисмента для фп. и струнных; арии на рус. и англ. тексты, романсы. |