ФИЛИДОР (Philidor) (наст. фам. - Даникан-Филидор, Danican Philidor) Франсуа Андре (7 IX 1726, Дрё - 31 VIII 1795, Лондон) - французский композитор и шахматист. Наиболее известный представитель династии музыкантов, основоположником которой был М. Даникан - гобоист при дворе Людовика XIII. В детстве обучался музыке в Корол. капелле под рук. А. Кампры. Рано проявил выдающиеся способности к игре в шахматы и вскоре завоевал мировую известность сильнейшего шахматиста. Ф.- один из создателей демократич. франц. муз.-театр. жанра - комической оперы (opera comique). Первая из его многочисленных комич. опер - «Блез-башмачник», пост. в 1759 в Париже. Большинство последовавших за ней сценич. произв. исполнялось также в Париже (в основном в театре «Опера комик»). В рамках весёлой занимат. комедии Ф. правдиво рассказывал о труде, быте, нравах крестьян и ремесленников, которые при всей своей непритязательности выступали в качестве положительных героев, наделённых (в противоположность аристократам) благородными морально-этическими качествами. Музыка Ф. образно-театральна, чутко воплощает неожиданные и забавные повороты сценического действия, раскрывает не только комедийные, но и лирические ситуации. В народно-песенной мелодике тонко и остроумно претворяются интонации бытовой речи простолюдинов. Оркестровка колоритна, композитор намечает выразит. муз. характеристики отдельных персонажей, широко применяет разнообразные оперные формы - арии, ариетты, романсы, куплетные песни, разл. ансамбли - от дуэтов и трио до септетов. Так, в комич. оперу «Дровосек» (1763) Ф. ввёл квартет в форме канона и большой септет, в оперу «Том Джонс» (1765) - канонич. квартет без аккомпанемента, что было смелым новаторством (в этой опере, расширяя рамки комич. жанра, Ф. использовал и элементы чувствительной «мещанской драмы»). Произв. Ф. пользовались большим успехом (напр., при исполнении его оперы «Колдун» впервые в Париже на сцену был вызван композитор); в 1764-1805 его оперы были популярны и в России (ставились в Петербурге и Москве). Написал также неск. опер патетико-трагедийного плана, в которых опирался на традиции творчества К. В. Глюка. В своих идейно-эстетич. установках был близок к энциклопедистам. Соч.: комич. оперы (все пост. в Париже) - Блез-башмачник (Blaise le savetier, 1759), Устрица и сутяги (L'huitre et les plaideurs, 1759), Недоразумение, или Постоянное непостоянство (Le quiproquo ou Le volage fixй, 1760), Солдат-чародей (Le soldat magicien, 1760), Садовник и его господин (Le jardinier et son seigneur, 1761), Кузнец (Le marechal ferrant, 1761), Санчо Панса на своём острове (Sancho Panca dans son оle, 1762), Дровосек, или Три желания (Le bucheron ou Les trois souhaits, 1763), Колдун (Le sorcier, 1764), Том Джонс (по роману Г. Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша», 1765), Садовник из Сидона (Le Jardinier de Sidon, 1768), Замаскированный любовник, или Мнимый садовник (L'amant deguisй ou Le jardinier supposй, 1769), Новая школа женщин (La nouvelle йcole des femmes, 1770), Добрый сын (Le bon fils, 1773), Отмщённые женщины (Les femmes vengees, 1775), Источник любви, или Любовь Пьера Длинного и Бланш Базю (Le puits d'amour ou Les amours de Pierre le Long et Blanche Bazu, 1779; T-p Булонского леса, в исп. детей), Деревенская дружба (L'amitiй au village, 1785), Прекрасная рабыня (La belle йsclave, 1787, театр «Маленьких комедиантов», в исп. детей), Муж, каким полагается быть всем мужьям (Le mari comme il les faudrait tous, 1788, там же) и др.; героич. оперы - Эрнелинда, принцесса Норвегии [Ernelinde, princesse de Norwege, 1767, «Королевская академия музыки и танца»; в 1769 пост. под назв. Сандомир, принц датский (Sandomir, prince de Danemark, Париж)], Фемистокл (Themistocle, 1786, «Королевская академия музыки и танца»), Велизарий (не окончена, 3-е д. написано А. М. Бертоном, 1796); Искусство модуляции (L'art de la modulation; 6 квартетов для гобоя, флейты и 2 скр.; изд. в 1755); для хора - Lauda Jerusalem (1745), мотеты (с большим хором, 1754), Реквием (1766), Carmen saeculare (1779), Те Deum (1786), Канон в квинту (1789). |