ФИЛИПП ДЕ ВИТРИ, де Витри Ф. (Philippe de Vitry; латинизиров. Philippus de Vitriaco) (31 X 1291, Mo или Париж - 9 VI 1361, там же) - французский композитор, муз. теоретик, философ и поэт. В 1320-1330-е гг. политич. и церк. деятель (с нач. 50-х гг.- епископ г. Mo). Был другом Ф. Петрарки, который ставил Ф. де В. выше всех современных ему франц. поэтов, считал его образованнейшим человеком страны («poeta nunc unicus Galliarum», «Literatissimus homo») и сожалел, что он оставил занятия философией, приняв сан епископа. Как композитор Ф. де В. создал совершенные образцы мотета. В мотетах Ф. де В. усовершенствовал и упорядочил известную в то время технику изоритмии. Сохранились 12 (возможно, 14) 3- и 4-гол. мотетов (обнаружены в 1921-39); 5 из них («Garrit Gallus - In Nova», 1313 или 1314; «Tribum - Quoniam secta», 1315-16; «Aman novi - Heu fortune», 1315-16; «Orbis orbatus - О vos pastores», 1316; «Firmissime - Adesto sancta», 1316) входят как муз. номера (вставки) в «Роман о Фовеле» (рукопись «Roman de Fauvel» хранится в Нац. б-ке в Париже, 1316), 9 (принадлежность 2 из них Ф. де В. ещё не установлена) содержатся в кодексе 14 в. («Ivrea»): «Douce playsance» - «Garison» (до 1320), «Colla jugo» - «Bona condit» (ок. 1320), Филипп де Витри. Мотет «Heu, Fortuna subdula…» из «Романа о Фовеле» (1316). «Tuba» - «In arboris» (ок. 1320), «Cum statua» - «Hugo» (ок. 330), «Vos quid» - «Gratissima matrorum» (ок. 1330), «О canenda» - «Rex quem metrorum» (ок. 1335), «Petre Clemens» - «Lugentium sicentur» (1342). Возможно, Ф. де В. принадлежат и др. мотеты, известные ныне как анонимные. Он писал также баллады, рондо, лэ (не сохранились). Ф. де В. - один из основоположников муз.-поэтич. искусства ars nova. Ему приписываются 4 трактата, в т. ч. «Ars nova» (создан, по-видимому, в Париже ок. 1320, авторство Ф. де В. наиболее вероятно) - важнейший источник для изучения франц. музыки 14 в. Это первый франц. трактат, легализующий прогрессивные практич. нововведения композиторов 14 в. - «moderni cantores» (так они именовались в папской булле «Docta sanctorum», 1324, в которой подвергались папой резкой критике). В трактате «Ars nova» наряду с изложением общепринятых в ср.-век. теории понятий Ф. де В. подчёркивает выразит. значение полутона, теоретически закрепляет новое отношение к т. н. musica falsa (ficta), трактуя её как не «фальшивую», а «верную и необходимую», без которой «ни одного мотета или ронделя невозможно спеть». Гл. нововведение Ф. де В. - легализация 2-дольного метрич. деления наравне с 3-дольным. Этот важнейший в трактате вопрос излагается в последней главе - «О несовершенном темпусе» («De tempore imperfecto»), т. е. о 2-дольном делении бревиса, где Ф. де В. демонстрирует утверждённые им 4 равноправных способа деления бревиса и семибревиса (т. н. 4 пролации), а также символы, обозначающие мензуральные деления длительностей и пропорции (круг, полукруг, то же с точкой, нотация красным цветом и др.). Сохранилось одно поэтич. произв. Ф. де В. - «Поэма о Франке Гонтье» (стихотворение об идиллич. жизни дровосека; через 100 лет Ф. Вийон в своей «Противопоэме» - «Contrediz» - подверг его язвительной критике). Полное собрание муз. соч. Ф. де В. вышло в свет в 1951 (в серии «Corpus Mensurabilis Musicae», подготовлено Амер. институтом музыковедения). |