ФИНДЕЙЗЕН Николай Фёдорович [И (23) VII 1868, Петербург - 20 IX 1928, Ленинград] - советский музыковед. В 1890-92 брал уроки по теории композиции у Н. А. Соколова. Направления науч. деятельности Ф. во многом определили его сближение с В. В. Стасовым и тесное общение со средой молодёжи, группировавшейся вокруг Н. А. Римского-Корсакова. В 1890-91 опубликовал первые работы по истории рус. музыки. С 1892 выступал как муз. критик в рус. и заруб. периодич. печати. В 1894 основал в Петербурге «Русскую музыкальную газету», к-рая выходила под его рук. до 1918 и являлась наиболее значит. рус. дореволюц. муз. периодич. изданием. В 1902-03 читал популярные лекции по истории рус. музыки в Витебске, Полтаве, Ставрополе, Орле. Один из основателей «Общества друзей музыки» в Петербурге (1909). Положил начало Муз.-историч. музею Петерб. филармонии (с 1920 зав. Гос. муз.-историч. музеем). С 1919 читал курсы муз. археологии и палеографии в Археологич. институте. С 1925 возглавлял комиссию по изучению нар. музыки при Русском Географическом обществе. Книги, сборники и многочисл. статьи Ф. охватывают большой круг муз.-историч. тем, включая первичную систематизацию материала (нотографию или библиографию в работах о М. И. Глинке, А. Н. Верстовском, Ц. А. Кюи), публикации новых материалов («Музыкальная старина. Сборник статей и материалов для истории музыки в России», вып. 1-6, 1903-11), очерки жизни композиторов, деятельности муз. организаций, историю муз. жанров. Наибольшее значение из них имеют работы о Глинке и исследования отд. периодов рус. муз. культуры, особенно «Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века» (т. 1-2, 1928-29). Был одним из составителей дополнит. рус. отдела в рус. издании «Музыкального словаря» X. Римана (М.- Лейпциг, 1901, 2-е изд. 1916). Ред. сборников: «Письма А. Н. Серова к его сестре С. Н. Дю-Тур» (1896), «Полное собрание писем М. И. Глинки» (1907), «Даргомыжский. Автобиография. Письма. Воспоминания современников» (1921), «Музыкальная этнография» (сб. статей, 1926). Соч.: А. Н. Верстовский, СПБ, 1890; Музыкальные очерки и эскизы, СПБ, 1891; Библиографический указатель музыкальных произведений и критических статей Ц. А. Кюи, М., 1894; М. И. Глинка. Его жизнь и творческая деятельность, т. 1, СПБ, 1896; Глинка в Испании и записанные им испанские народные напевы, СПБ, 1896; Каталог нотных рукописей, писем и портретов М. И. Глинки…, СПБ, 1898; М. И. Глинка, М.-Лейпциг, 1903; А. С. Даргомыжский, М.- Лейпциг, 1904; А. Н. Серов, М.- Лейпциг, 19T4; Русская художественная песня (романс), М.-Лейпциг, 1905; А. Г. Рубинштейн, М.-Лейпциг, 1907; Н. А. Римский-Корсаков, СПБ-М., 1908; Эдвард Григ, СПБ-М., 1908; В. В. Вессель, СПБ, 1909; Очерк деятельности С.-Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества, СПБ, 1909; Музыка в Норвегии, СПБ, 1910; Р. Вагнер, ч. 1-2, СПБ, 1911; Павловский музыкальный вокзал. Исторический очерк, СПБ, 1912; Нюрнбергские мейстерзингеры, М., 1914; Очерк деятельности Полтавского отделения императорского Русского музыкального общества, Полтава, 1916; Сборники российских песен XVIII в., «Известия Отделения русского языка и словесности АН СССР», 1926, т. 31; Петровские канты, «Известия АН СССР», 1927, серия VI, No 7-8; Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века, т. 1-2, М.-Л., 1928-29; Камерная музыка Чайковского, М., 1930. |