ФИНСКАЯ МУЗЫКА. Наиболее древние традиции нар. Ф. м. - пастушьи ауканья, наигрыши на берестяных рожках, разл. дудках; среди старинных нар. песен - т. н. ёйку - короткие свободные импровизации речитативного склада, отличающиеся обилием муз. и текстовых повторов, альтераций, а также заклинания, плачи-причеты, бытовавшие на востоке страны; там же возникли героич., эпич. песни - руны (см. также Карельская музыка, Эстонская музыка), самобытный характер которых свидетельствует о муз. одарённости и поэтич. фантазии народа, а также различные по характеру обрядовые, трудовые, шуточные, игровые, любовные, танц. песни (2- и 3-дольные, с рифмованными текстами); многие из них (или только их мелодии) сохранились в совр. нар. фин. песенном искусстве. Охотниками, рыбаками, крестьянами эти песни издавна поются на работе и отдыхе. Они отличаются особым, северным колоритом - приглушённостью, «пастельностью» красок, мягкой элегичностью, иногда суровостью - чертами, отражающими особенности фин. природы, нар. характера. Пению часто аккомпанировали на кантеле, йоухикко (струнный смычковый); распространён также дух. инструмент туохиторви. В нар. Ф. м. наряду с мажором и минором применяются и др. натуральные лады. Наиболее типичны для нар. Ф. м. руны, опубликованные Э. Лёнротом (сельский лекарь, поэт, фольклорист) в сб. «Калевала» (1-я кн.- 35 рун, 1835; 2-я - 50 рун, 1849) - памятнике нац. эпоса, включающем сказания о подвигах и приключениях героев сказочной страны Калевалы. Лёнротом в 1840 издана также антология фин. нар. лирики «Кантелетар». В 1893 И. Крон, А. Лаунис и А. О. Вяйсянен издали более полный сборник, содержащий 15 000 рун и др. фин. нар. песен. Со 2-й пол. 19 в. руны и др. песни этих сборников являются основой мн. произв. фин. поэтов и композиторов. Заметное воздействие на развитие Ф. м. оказало григорианское пение. В числе ранних образцов, отмеченных его влиянием, - записи песнопений, сделанные в 12-16 вв. (хранятся в Хельсинкском университете), месса епископата в Турку («Missale «boense», издана в 1488) и т. н. Руководство («Manuale «boense», 1522). Церк. пение было важным предметом школьных программ, о чём свидетельствует сборник (канционал) церк. песнопений 11-16 вв. для школьников и семинаристов, певших в церквах, - «Piae cantiones» (издан на лат. яз. в 1582 в Германии по инициативе учившегося в нем. университете фин. студента Т. П. Рутхана; неск. мелодий из этого сборника известны в обработке Я. Сибелиуса и X. Клеметти). Духовные песни, которые в средние века были занесены в Ф. м. фин. студентами, учившимися в университетах Зап. Европы, носят следы иностр. влияний (гл. обр. швед., дат., нем., франц.), сохранилась и культовая хор. музыка чисто фин. происхождения, не испытавшая воздействия григорианского хорала. С присоединением Финляндии к движению Реформации (сер. 16 в.) получил распространение протестантский хорал. Ср.-век. церк. фрески с изображением муз. инструментов свидетельствуют о существовании у финнов в ср. века инстр. музыки. Светская муз. культура начала развиваться в Турку (в то время - столица) с кон. 18 в., когда город стал крупным культурным центром. Возникли муз. общества (старейшее - в 1790; имело свой оркестр, нотную б-ку, муз. школу), которые организовывали публич. концерты; устанавливались традиции муж. хор. пения (важное место занимают и в совр. Ф. м.). С нач. 19 в. в Финляндии стали гастролировать нем. и итал. оперные труппы. Первые проф. фин. композиторы - Э. Тулиндберг (его струн. квартеты, написанные на рубеже 18-19 вв., исполняются и в совр. Финляндии) и выходец из Германии Ф. Пасиус, внёсший большой вклад в развитие Ф. м., автор фин. Нац. гимна, популярных опер, а также зингшпилей, в т. ч. «Охота короля Карла» (1852). Подъём нац. самосознания, распространение свободолюбивых настроений, проникших из Зап. Европы в сер. 19 в., способствовали пробуждению интереса к прошлому страны, к нац. традициям. Возникает стремление к созданию нац. искусства, появляются первые муз. произв. на нац. сюжеты из «Калевалы» - симфония в 4 частях А. Ингелиуса (1847; в скерцо - «Scherzo finnico» им использован 5-дольный размер рун), программная симф. увертюра «Куллерво» Ф. Шанца (1860). Однако в этих произв. ещё ощутимы значит. влияния нем. музыки (авторы их учились в Германии и Австрии, а также у нем. музыкантов, работавших в Финляндии). Новый этап в развитии нац. Ф. м. начался с открытия в 1882 в Хельсинки Муз. института (с 1924 - консерватория, с 1939 - Академия музыки им. Я. Сибелиуса) и основания Орк. общества (на его базе создан совр. Гор. оркестр). Организации и развитию муз. образования и пропаганде нац. и заруб. музыки содействовали крупнейшие музыканты - основоположники фин. нац. муз. школы, педагог и композитор, основатель Муз. института М. Вегелиус, а также известный композитор, первый фин. проф. дирижёр Р. Каянус, знакомивший фин. публику с достижениями совр. зап.-европ. музыки и исполнявший новую Ф. м. в Финляндии и за рубежом. Оба музыканта высоко ценили фин. муз. фольклор, использовали его в своём творчестве и стремились развить интерес к нар. искусству у своих учеников, среди которых был Я. Сибелиус; он поднял Ф. м. на уровень лучших художеств. достижений совр. европ, муз. искусства; его симфонии, симф. поэмы, в т. ч. легенда «Туонельский лебедь» (1893), концерт для скрипки с оркестром, отличающиеся ярким нац. колоритом, завоевали мировую известность. Творчество Сибелиуса оказало огромное влияние на последующее развитие фин. композиторской школы с её патриотич. устремлениями, опорой на нац. поэтич. (широкое использование «Калевалы») и муз. фольклор, самобытностью колорита и романтич. эмоциональностью. Младшие современники Сибелиуса также создали ряд произв. на основе песен «Калевалы». В 1-й пол. 20 в. выдвигаются Э. Мелартин (директор и профессор Муз. института в Хельсинки; опера «Айно», 8 симфонии, симф. поэмы, инстр. произв. лирико-элегич. характера, в т. ч. «Легенды» для фп., скр. пьесы, романсы), С. Палмгрен (ученик Ф. Бузони, дирижер, концертирующий пианист, преподаватель композиции в консерватории, с 1939 профессор Академии музыки им. Я. Сибелиуса, где вел также класс фп., муз. критик; 5 концертов для фп. с оркестром, в т. ч. программный «Поток» - «Virta», лирич. инстр. миниатюры, воплощающие образы фин. природы), Т. Кула (орк. сюиты, хоры, в т. ч. Stabat Mater, др. произв., мн. из которых носят патриотич. характер, исполнены высокой патетики) и Л. Мадетоя (нац. опера драм. характера «Похьялайсиа», 3 симфонии, в т. ч. 2-я, продолжающая традиции Сибелиуса и отличающаяся самобытными нац. чертами; хоры, сольные песни лирич. склада, а также балет-пантомима на япон. сюжет «Окон-Фуоко»). Кула и Мадетоя обогатили фин. нац искусство, претворив в своих произв. своеобразные муз интонации Похьялы (Эстерботния, провинция в Финляндии). Стилистически творчество этих композиторов близко к позднему романтизму. К тому же направлению примыкает в своем творчестве И. Кильпинен (ок. 700 песен; вок. цикл «Кантелетар»; циклы лирич. песен на нем. тексты, напоминающие песни Ф. Шуберта, X. Вольфа, а также «Песни о смерти», отражающие влияние М. П. Мусоргского). В 1920-30-е гг. в Ф. м. ощущается известное воздействие творчества Р. Штрауса и А. Н. Скрябина (его позднего периода), а также Л. Яначека с его вок.-речитативной выразительностью. В то же время в произв. некоторых композиторов наметилась тенденция к атональной музыке. Среди них - А. Мериканто (опера «Юха», 1922, пост. 1958; симф поэма «Похищение Кюллики», на сюжет из «Калевалы», 1935; инстр концерты с оркестром, а также концерт для 9 инструментов), У. Клами (сюита «Калевала», 1932, отличающаяся повышенной динамичностью и красочностью, отражающая «варварскую» первозданность, стихийные силы природы; концерт для фп. с оркестром «Ночь на Монмартре», содержащий элементы джаза; «Черемисская фантазия» для виолончели с оркестром, «Карельская рапсодия» и др. произв., свидетельствующие о воздействии М. Равеля и И. Ф. Стравинского). Влияние франц. импрессионистов отражается в красочной орк. музыке В. Раитио (симф. поэмы «Лебеди», «Мать Лемминкяйнена»), Э. Пингуда. Позднее черты нац. романтизма проявились в операх Т. Пюльккянена («Маре и ее сын», «Невеста волка», «Тень»), в балете А. Соннинена «Песси и Иллюзия». После 1945 Ф. м. в целом оставалась в рамках нац. традиции, хотя отд. композиторы и испытали воздействие разл. течении авангардизма. Расширению творч. кругозора фин. композиторов содействовало созданное в 1949 фин. отделение Междунар. общества совр. музыки. Среди наиболее крупных композиторов - Э. Энглунд (5 симфоний, 1948-77, в т. ч. 4-я, «Реквием памяти великого композитора», 1976, посв. Д. Д. Шостаковичу, 2 концерта для фп. с оркестром, балеты «Одиссеи», 1959, и «Синхуэ», 1966, песни, музыка для театра, кино, радио, телевидения), М. Раутио, реформатор школьных муз. программ (фп. соч.), Э. Бергман, сочетающий традиции импрессионизма с приемами серийной техники, пуантилизма, соноризма («Утренняя серенада» для оркестра), использует также декламац. эффекты («Лебедь», для солистов и муж. хора; «Атон», для баритона, чтеца, смешанного хора и оркестра; «Ночь» - «Nox», для баритона, смешанного хора, флейты, англ. рожка и ударных, 1970; «Лаппония», для меццо-сопрано, баритона и смешанного хора, 1975), Й. Кокконен, учитель мн. совр. молодых фин. композиторов (4 симфонии, 1960-1971; «Музыка для струнных», «Камерная симфония», опера «Последние искушения», 1975; трио, квартеты, квинтеты, пьесы для фп. и др.). Для музыки Кокконена, основанной на фин. муз. фольклоре и традициях Сибелиуса, характерны строгая, графич. манера письма, близость к линеарной полифонии П. Хиндемита; его творчество отразило влияния И. Брамса и композиторов 20 в. - Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, а также А. Берга (применяет серийную технику). В числе композиторов 1960-70-х гг., использующих новейшие приёмы муз. письма, - Э. Раутавара (оперы «Шахта», 1963, «Поэма 42», 1975; камерные оперы на сюжеты из «Калевалы»; 4 симфонии, 1956-75; «Реквием нашего времени» для духовых и ударных, 1954; инстр. концерты с оркестром, в т. ч. «Северная песнь» - «Cantus arcticus» - для магнитофонной ленты с записью пения птиц, 1972; духовные хор. соч., в т. ч. «Виджиль» для смешанного хора и солистов, 1973, и др. вок. и инстр. произв.), Т. Мартинен (7 опер, в т. ч. «Шинель» по Н. В. Гоголю и «Старая дева» по О. де Бальзаку, 1963, 1971; 3 балета, 5 симфоний и др. соч., в т. ч. додекафонное произв. «Орёл, птица вольная», 1956, на текст «Калевалы» для голоса с оркестром), А. Саллинен (опера «Всадник», 1975; 3 симфонии, 1972, 1973, «Морская» - 1975; «Камерная музыка No 2», для альтовой флейты и струн. оркестра, 1976; струн. квартеты, в т. ч. 4-й - «Спокойные песни», 1971), У. Мериляйнен (балет «Психея», с партиями электронных инструментов, 3 симфонии, 1953-71, концерты с оркестром, в т. ч. 2-й для фп. и для контрабаса, 3-й для виолончели, 1975; 4 фп. сонаты), П. Хейнинен (4 симфонии, 1960-71, орк. пьесы; 2 концерта для фп. с оркестром), Я. Сермиля - входит в небольшую группу фин. авангардистов, пред. фин. секции Об-ва совр. музыки, директор фин. Центра муз. информации (камерно-инстр. произв., в т. ч. «Ощущение» для 2 флейт и 2 виолончелей; песни). Новые тенденции проявляются и в церк. музыке С. Салонена (месса для хора a cappella, реквием, а также кантаты и мотеты, написанные в строгом контрапунктич. стиле), Б. Юхансона (месса, «12 заповедей», Stabat Mater, реквием и др. соч., в которых используются сюрреалистич. эффекты). Композиторы, получившие музыкальное образование под рук. Кокконена, Энглунда и Бергмана в Академии музыки им. Я. Сибелиуса, совершенствуются в композиции на междунар. семинарах совр. музыки в Танглвуде (США), Дармштадте (ФРГ) под рук. В. Фогеля, Д. Лигети, А. Копленда, К. Пендерецкого и др. С сер. 70-х гг. многие фин. музыканты предпочитают заниматься у ведущих сов. педагогов в консерваториях Ленинграда и Москвы (дармштадтский семинар «Новая музыка» стал менее популярен). Комп. Т. Кусисто, Р. Юркияйнен, Л. Сегерстам и др. пишут произв. крупных форм, а также музыку для радио, телевизионных и драм. спектаклей и кинофильмов, мьюзиклов, джазовых оркестров. Многие композиторы сочетают творческую деятельность с дирижированием и музыкальной педагогикой. Среди др. композиторов, выдвинувшихся в 70-х гг., - Э. Сальменхара (опера «Женщина из Испании», 1973; 4-я симфония, 1971; пьеса для оркестра «Иллюминация», 1971; концерт для валторны с оркестром, 1974; «Элегия No 2» для 2 струн. квартетов, фп. музыка, в т. ч. 2-я соната, 1973), Ю. Линьяма (симфония «Дань уважения А. Киви», 1971; концерт для органа с оркестром, 1971; «Триптих» для 2 органов, 1971; Партита для органа, 1973; соч. для хора, песни и др.), К. Рюдман (камерная опера «Убийство в замке», 1973; орк. соч., в т. ч. «DNA», 1970; соч. для хора, романсы и песни, камерно-инстр. музыка, в т. ч. 4 струн. квартета, 9 сонат для разл. камерно-инстр. составов), X. О. Доннер (симфония, камерная музыка, соч. для хора a cappella и с камерным оркестром), П. X. Нордгрен (симфония, 1974; концерты с оркестром, в т. ч. для альта, 1970, для кларнета и нар. инструментов, 1970, для фп., 1975; пьеса «Поворотный момент» для камерного оркестра, 1972; квинтет для духовых инструментов, 1975), Л. Сегерстам (орк. дирижёр и рук. Струн. квартета его имени; симф. поэма «Patria», пьеса «Два, вперёд…» для 2 фп. и большого симф. оркестра, «Вопли и видения» для оркестра; 12 струн. квартетов, 2 дух. квинтета; пьесы для скрипки и виолончели с фп., вок., а также фп. музыка, в т. ч. пьеса «Семь вопросов к бесконечности»). Среди крупнейших фин. исполнителей: орк. дирижёры - Р. Каянус, Г. Шнефохт, А. Ярнефельт, Т. Ханникайнен, Ю. Ялас, М. Симиля, Т. Хапанен, Н. Э. Фугстед, Й. Панула, П. Берглунд, О. Каму, Л. Сегерстам; хор. дирижёры - X. Клеметти, Э. Похьола, Э. Бергман, X. Андерсен; пианисты - К. Экман, Э. Линко, И. Ханникайнен, Т. Валста, Т. Миккиля, Л. Похьола, Э. Т. Тавастшерна, Э. Хейнонен; органист Э. Форсблум; скрипачи - А. Игнатиус, С. Тукиайнен, X. Сегерстам; виолончелисты - О. Фострём, И. Селин, А. Норас; певицы - А. Фострём, И. Экман, М. Ярнефельт-Пальмгрен, А. Акте, X. Гранфельт, А. Раутавара, Р. Костиа, певцы - Ф. Форстен, X. Линдберг, К. Борг, М. Лехтинен, М. Тальвела, Т. Краузе. Широкому и активному участию в муз. жизни способствует Ассоциация фин. композиторов (с 1945; ныне рук. О. Песонен), к-рая вносит свой вклад в расширение междунар. муз. связей и пропаганду новой Ф. м. Муз. жизнь Финляндии сосредоточена в Хельсинки, где работают крупнейшие муз. коллективы и организации, а также исполнители-солисты. Проводятся муз. фестивали - «Неделя Сибелиуса» в Хельсинки (с 1951), в Турку (с 1960), певческие праздники (с 1881); конкурсы, Дни культуры в г. Ювяскюля (с 1956; концерты, музыковедч. конференции), Дни музыки в г. Савонлинна, курсы по повышению мастерства. Кроме Академии музыки им. Я. Сибелиуса, работают муз. институты в гг. Лахти, Тампере, Ювяскюля, Хяменлинна, Куопио; кафедры музыковедения имеют университеты в Хельсинки, Ювяскюле и в Турку. Н.-и. работы, гл. обр. по изучению Ф. м., принадлежат музыковедам И. Крону, Т. Хапанену, Э. Тавастшерне (зав. кафедрой музыковедения при Хельсинкском университете), Н. Э. Фугстеду, Н. Э. Рингбуму, В. Хеласвуо (ректор Академии музыки им. Я. Сибелиуса), Т. Мякинену, С. Нумми, Э. Сальменхаре, Я. Сермиля. |