ФЛАЖОЛЕТЫ. 1) Озвученные обертоны на струн. инструментах, звуки особого тембра: на смычковых - свистящие, напоминающие флейту, на щипковых - звенящие, холодно-прозрачные. Различаются Ф. натуральные и искусственные. Натуральные извлекаются при лёгком касании открытой струны в точках её деления на 2 (звучит октавой выше осн. тона открытой струны), на 3 (дуодецимой выше), на 4 части (квинтдецимой выше) и т. д. Искусственные Ф. на смычковых извлекаются на прижатой струне: один палец плотно ставится на струну, другой легко её касается в точке, отвечающей интервалу кварты (квартовый Ф., звучит квинтдецимой выше звука, который издаёт прижатая струна), квинты (квинтовый Ф., звучит дуодецимой выше) и др. Натуральные Ф. обозначаются либо знаком о над нотой, показывающей реальную высоту звучания, либо ромбовидной нотой, обозначающей место прикосновения пальца к струне. С. С. Прокофьев. Концерт для скрипки с оркестром M 1, часть 3. М. Равель. «Цыганская рапсодия» для скрипки с оркестром. Запись искусственных Ф. включает ноту, указывающую место прижатия струны, и ромбовидную ноту, обозначающую точку касания; часто выписывается также реально звучащая нота. Нередко способ извлечения Ф. предоставляется исполнителю; в таких случаях под нотами пишут armonici, flautini, cloche, armonioso, sons harmoniques, flg и др. П. И. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром, часть 3. Н. Паганини. Интродукция и вариации на тему «У очага уж не грущу я боле» («Non piъ mesto») из оперы «Золушка» Россини для скрипки с оркестром. Обработка для скрипки и фортепиано Ф. Крейслера. В скрипичной литературе 18 в. (в творчестве венских классиков) Ф. применялись очень ограниченно (В. А.Моцарт, концерт No 4 для скрипки, часть 2; Л. Бетховен, концерт для скрипки, часть 1), хотя игра Ф. практаковалась уже в 1-й половине этого века (Ж. Ж. де Мон-донвиль, «Les sons harmoniques», 6 сонат для скрипки с basso continuo op. 4, 1738). P. стали систематически использоваться в 19 в. в связи с общим для романтизма интересом к звукокрасочной стороне музыки: встречаются в виртуозной сольной литературе, напр. при окончании быстрых пассажей (Ф. Мендельсон, концерт для скрипки, часть 3). Н. Паганини вводит в употребление сложнейшие двойные и тройные Ф. (см. пример выше); в орк. музыке в эпизодах фантастич. характера встречаются аккорды Ф. (Р. Вагнер, «Лоэнгрин», начало вступления), а также Ф. струнных в комбинации с Ф. арф (Г. Берлиоз, «Скерцо Маб» из симфонии «Ромео и Юлия», Allegretto). Особенно изобретательно применяются Ф. в орк. соч. К. Дебюсси (напр., «Море»), М. Равеля («Испанская рапсодия»), И. Ф. Стравинского («Весна священная»; «Поцелуй земли» - Ф. струнных), в частности в сочетании с glissando (Стравинский - «Жар-птица», вступление; Д. Д. Шостакович - «Нос», Сцена бритья), с pizzicato (Р. С. Леденёв - 6 пьес для струнных с арфой, ор. 16). Эффект звучания Ф. применяется на арфе (Шостакович - симфония No 5, часть 3, кода); Ф. встречаются в конц. литературе для гитары (М. Льобет - «Каталонская песня»; X. Турина - «Фанданго») и др. щипковых инструментов. Только одними Ф. играют на трумшайте. А. Шёнберг применил Ф. на фп. (3 фп. пьесы ор. 11, No 1). 2) Родственный скрипичным Ф. звук, получаемый на флейте в результате передувания. Возможны Ф. октавы, дуодецимы и квинтдецимы; извлекаются приблизительно в пределах нижней октавы флейтового диапазона; записываются либо нотой с маленьким нолём сверху, либо нотой и ромбом, показывающим действит. звучание. Тонкий, изысканный приём; применение в литературе весьма ограниченно (напр., «Великая жертва» из балета «Весна священная» Стравинского, цифра 87). |