ФОБУРДОН. 1) Английская разновидность дисканта (1), ведущая своё происхождение от гимеля (староангл. faburdon, англ. faburden). P. представляет собой 3-гол. аккордовое последование, в котором нотируется только тенор (2), излагающий хоральную мелодию. Два других голоса - meane (от лат. medius - средний) и treble [дискант (2)] - мысленно добавляются терцией ниже (за исключением первого и последнего звуков, которые дублируются в унисон), но исполняются с транспозицией на квинту (meane) и октаву (treble) вверх; иначе говоря, они образуются терцией ниже и терцией выше тенора с переносом нижнего голоса на октаву вверх. В результате возникает движение параллельными секстаккордами (по совр. терминологии), где тенор - нижний голос. Благодаря частичной импровизационности этот метод назывался также «sights», «Discantus visibilis», «Discantus supra librum» и т. д. Его описание содержится в ср.-век. англ. трактатах Л. Пауэра (ок. 1425) и Псевдо-Чильстона (ок. 1450). Расцвет жанра приходится на 1300-1450, хотя и позднее движение параллельными секстаккордами связывали с Ф. 2) Название распространённой в европ. музыке 15 в. техники многоголосия (франц. faux-bourdon - фальшивый бас). Хоральный cantus firmus (нередко колорированный) излагался в сопрано, нижний голос дублировал его в упрощённом виде в октаву или сексту, а средний, который не нотировался, был точным повторением верхнего квартой ниже. Г. Дюфаи. Магнификат-антифон (звёздочками помечены звуки хорала). Иногда к ним добавлялся контратенор [тенор (2)], и Ф. становился 4-голосным. Ф. почти не встречался как самостоят. форма и применялся гл. обр. как способ изложения в литургич. и нелитургич. жанрах: гимнах, псалмах, антифонах, мессах, мотетах и т. д. Фобурдонные разделы в них чередовались с одноголосными или нефобурдонно-многоголосными. Технику Ф. применяли Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, Й. Брассар, Й. Рулле, Й. Лимбурги и др. В теоретич. трактатах термин «Ф.» ранее всего приводится Й. Тинкторисом («De arte contrapuncti», 1477) и Г. Монахусом («De prectis artis musice…», 1480). 3) Применяемое с кон. 15 в. обозначение псалмодич. речитации в аккордовом изложении (итал. falsobordono, от франц. fauxbourdon), часто сменяющем одноголосное исполнение псалма. А. Кабесон. Fabordon у glosos del octavo tono. В 16 в. Ф. стали называть любые 4-гол. гармонизации хорала в складе «нота против ноты», представляющие как бы секстаккордовые Ф. (1) с добавленным басом. Такие Ф. распространились в Италии, Испании и нередко служили темой для варьирования. |