ФОКИН Михаил Михайлович [23 IV (5 V) 1880, Петербург - 22 VIII 1942, Нью-Йорк] - русский артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского театра. В 1901-11 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (ученики - Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909-1912 и 1914 участвовал в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Ф. стремился осуществить реформу балетного театра. Классич. танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразит. средствами. Эстетич. программа Ф. включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить совр. мироощущение. Каждый спектакль Ф. делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симф. музыке, не предназначенной для балета, Ф. продолжил искания в области танц. симфонизма и создал бессюжетный балет, построенный по законам муз.-хореографич. разработки как самостоят. жанр. Действительность в балетах Ф. представала вакхическим праздником, в который диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик Ф. обладал грациозной благородной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классич. репертуара). Среди постановок Ф.: в Мариинском театре - «Павильон Армиды» Черепнина, «Египетские ночи» Аренского, «Шопениана» на музыку Шопена, «Исламей» на музыку Балакирева и др.; для «Русских сезонов» - «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, балеты «Жар-птица», «Петрушка» Стравинского, «Дафнис и Хлоя» Равеля и др. Для А. П. Павловой поставил хореографич. этюд «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса. В 1934-35 работал в театре «Гранд-Опера», в 1936-39 - в труппе «Балле рюс де Монте-Карло». В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете. Соч.: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, [вступ. ст. Ю. И. Слонимского], Л.-М., 1962. ФОКИН Михаил Семёнович [13 (25) I 1894, с. Карачарово, ныне в черте Москвы - 17 I 1977, Москва] - сов. контрабасист. Засл. работник культуры РСФСР (1967). В 1921 окончил Моск. консерваторию у А. Е. Мартынова. С 1915 играл в оркестре С. А. Кусевицкого, в 1919-40 - оркестре Большого театра (с 1925 концертмейстер группы контрабасов), одноврем. - в Персимфансе (1922-31). С 1941 концертмейстер группы контрабасов Гос. оркестра СССР, с 1947 - оркестра Муз. театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в 1950-55 - оркестра Радиокомитета. Выступал в концертах с певцами Ф. И. Шаляпиным, Н. А. Обуховой, К. Г. Держинской, пианистом Н. А. Орловым, с квартетами им. Комитаса и им. Бетховена. Преподавал в Муз. техникуме им. А. К. Глазунова (1932-34) и Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова (1934-77). Под ред. Ф. вышел рус. перевод «Школы игры на контрабасе» Ф. Симандля (1960). ФОКИН Николай Сергеевич [р. 6 (19) XII 1912, Киев] - советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1953. В 1946 окончил Киевскую консерваторию у А. М. Брагина. В 1937 солист Киевского радио, с 1938 - Оперной студии при Киевской консерватории, с 1941 - армейских ансамблей песни и пляски, с 1948 - Львовского, с 1954 - Украинского театров оперы и балета. Среди партий - Ленский, Юродивый, Владимир Игоревич, Владимир Дубровский; Альмавива («Севильский цирюльник»), Альфред, Герцог; Ромео («Ромео и Джульетта» Гуно), Петро («Наталка Полтавка»), Анатоль Курагин («Война и мир»), Олекса («Арсенал» Майбороды). Выступает в концертах, известный исполнитель укр. нар. и сов. песен. С 1966 преподаёт в Киевском институте театр. искусства им. И. К. Карпенко-Карого (с 1976 доцент). |