ФОЛИЯ (португ. folia, букв.- безумие; нем. - Folia, итал. follia, франц. folie) - нар. танец и танц. песня в трёхдольном метре португальского происхождения. Первые упоминания о Ф. относятся к кон. 15 в. Тогда она была карнавальным «потешным» танцем, подобным мореске. Его исполнители - мужчины, наряженные женщинами,- вели себя столь дико и шумно, что казались лишёнными рассудка (отсюда название танца). Сопровождалась Ф. кастаньетами, погремушками и др. инструментами, производящими шум. Нотные записи Ф. этого периода отсутствуют. Постепенно слагались мелодико-гармонич. формулы, служившие структурным каркасом Ф. (подобно аналогич. моделям в пассамеццо, бергамаске и романеске). Основанные на них произв. содержатся уже в издании «Cancionero musical de palacio» (ок. 1500), однако ещё под названием паваны, арии и т. д. Одну из таких моделей вместе с руководством к варьированию и образцами обработок приводит Д. Ортис в «Tratado de glosas…» (1553), также не называя её Ф. Осн. значение в этой модели принадлежит басу; при сохранении общих очертаний он применяется в разл. вариантах - с пропуском начальной тоники, с некоторыми интонац. отклонениями. Изредка трёхдольный метр уступает место двудольному. Первая дошедшая до нас мелодия, обозначенная как Ф., принадлежит С. Салинасу (1577). Музыка ранних Ф. была быстрой и громкой, с явным преобладанием мажора. Со временем Ф. стала преим. минорной, её темп замедлился, в связи с чем она приблизилась к сарабанде. Период наивысшей популярности Ф. приходится на кон. 16 - нач. 17 вв.; превратившись в пылкий танец любовного содержания, сопровождавшийся гитарой, она выходит за пределы Португалии и Испании и приобретает известность во Франции, Италии, Англии. В это время Ф. становится излюбленной темой для инстр. вариаций. Вслед за циклом И. И. Капсбергера (Libro primo d'invalatura di chitarrone, 1604) их появилось множество для разных инструментов: органа (Partita sopra l'Aria di Follia Дж. Фрескобальди, 1615), виолы да гамба (М. Маре, 1681), скрипки (М. Фаринелли, 1685, на ту же тему - А. Корелли, ор. 5 No 12, 1700), гитары (в гитарных книгах Р. Рибайаса, 1672, Г. Санса, 1674, 1697), клавесина (Ж. д'Англебер, 1689, А. Скарлатти). Позже, в 18-20 вв., композиторы обращаются в основном к т. н. Les Folies d'Espagne (иногда ошибочно приписываемой Корелли). Её разрабатывали Дж. Перголези, А. Вивальди, Ж. Б. Люлли; И. С. Бах ввёл Ф. в кантату («Крестьянская кантата», BWV 212), А. Гретри, Л. Керубини, К. Нильсен - в оперу («Ревнивый влюблённый»; увертюра к «Португальскому отелю»; «Маскарад»), Ф. Лист создал на её основе виртуозную «Испанскую рапсодию» для фп., С. В. Рахманинов - глубоко трагичные фп. «Вариации на тему Корелли». Как и прежде, Ф.- одна из любимых тем у мастеров гитарной музыки (Ф. Сор, Фолия ор. 15, М. Понсе, «Вариации на Folia de Espana с фугой»). |