ФОМИН Евстигней Ипатович [5(16)VIII 1761, Петербург - конец апреля 1800, там же] - русский композитор. Сын канонира Тобольского пехотного полка. С 1767 обучался в Воспитат. уч-ще при Академии художеств, затем - в самой академии, к-рую окончил в 1782. Среди его учителей - М. Буини (клавикорды), Г. Ф. Раупах и А. Б. Сартори (муз.-теоретич. предметы, композиция). Был отправлен для совершенствования на 3 года в Италию. В 1782-85 занимался в Болонской филармонич. академии под рук. С. Маттеи. В 1785 Ф. был избран чл. Болонской филармонич. академии. В 1786 вернулся в Россию, однако не занял видного служебного положения. Предположение о службе Ф. в канцелярии Г. Р. Державина (в период губернаторства последнего в Тамбове, 1785-88) документально не подтверждено. В 1797 он получил место репетитора придв. театров (разучивал с певцами оперные партии). Ф. - один из талантливейших представителей рус. композиторской школы 18 в. Его творчество сыграло существ. роль в формировании и развитии рус. нац. оперы. Среди соч. Ф. - оперы «Новгородский богатырь Боеславич» (либр. Екатерины II, 1786), «Ямщики на подставе» («Игрище невзначай», либр. Н. А. Львова, 1787), «Американцы» (либр. И. А. Крылова, 1788), «Золотое яблоко» (либр. И. Иванова, ок. 1800), мелодрама «Орфей и Эвридика» (по трагедии Я. Б. Княжнина, 1792). Полностью сохранились лишь партитуры опер «Ямщики на подставе», «Американцы», мелодрамы «Орфей и Эвридика» и хора из трагедии В. А. Озерова «Ярополк и Олег» (1798). Имеются орк. голоса опер «Золотое яблоко» (сохранилась также партитура финала 1-го акта) и «Новгородский богатырь Боеславич». Ф. отличали разносторонность творч. исканий, стремление к овладению разл. приёмами и средствами муз. драматургии, чувство стиля и жанра. В ряде произв. он тонко и своеобразно претворил интонац. строй рус. нар. песни. Особой новизной в обращении с нар.-песенным материалом отмечена опера «Ямщики на подставе», к-рая содержит замечательные для того времени образцы многогол. хор. обработки нар. песен. Инстр. сопровождение хор. номеров Ф. также насыщает элементами подголосочной полифонии. В опере «Новгородский богатырь Боеславич» большой интерес представляют балетные сцены, которые несут определ. драматургич. нагрузку и связаны с развитием действия (в отличие от хореографич. эпизодов в операх др. композиторов, современников Ф.). В этих балетных сценах, а также в увертюрах к операм проявился дар Ф.-симфониста. Высшим достижением Ф. явилась мелодрама «Орфей и Эвридика», для музыки которой характерны симф. напряжённость развития, яркая экспрессия, а в кульминац. моментах - подлинная трагедийность. Тщательно разработанная система интонационно-тематич. связей в этом произв. обеспечивает цельность формы, определяет выбор орк. тембров. Сохранившаяся партитура приветственного хора из трагедии «Ярополк и Олег» свидетельствует о свободном владении Ф. парадным офи-циально-торжеств. стилем, образцом которого служили пышные композиции Дж. Сарти. Зрелостью композиторского мастерства отмечена опера «Золотое яблоко». Её партитура (восстановлена по орк. голосам), стилистически близкая партитуре «Американцев», отличается большей тонкостью и разнообразием инструментовки. К лучшим муз. эпизодам оперы принадлежат орк. антракты и интермедии. Благодаря незаурядному таланту, неустанной творч. пытливости Ф. обогатил рус. муз. театр произв. высокой художеств. ценности, раздвинул его жанровые рамки и приобщил к высшим достижениям передового отечеств. искусства. Однако сценич. судьба опер Ф. не была счастливой. Опера «Ямщики на подставе» не ставилась на сцене публич. театров Петербурга и Москвы, она пользовалась известностью лишь в узком кругу слушателей. Опера «Американцы» из-за скрытой антикрепостнич. направленности сюжета не была допущена на сцену (пост. только однажды, в 1800). Творчество Ф. было по достоинству оценено лишь в сер. 20 в. Соч.: оперы - Новгородский богатырь Боеславич (1786, Эрмитажный театр, Петербург), Ямщики на подставе (Игрище невзначай, 1787), Американцы (1788, пост. 1800, Каменный театр, Петербург), Вечеринка, или Гадай, гадай девица (1788, Петербург), Колдун, ворожея и сваха (1791, там же), Клорида и Милон (1800, Каменный театр, Петербург), Золотое яблоко (ок. 1800, пост. 1803, Петербург); мелодрама Орфей и Эвридика (1792, пост. 1800, Петербург); хоры к трагедии «Ярополк и Олег» Озерова (1798) и др. Издания: «Американцы», клавир, СПБ, 1800, переизд, М., 1895; «Орфей», музыкальная трагедия (мелодрама), партитура, ред. Б. Доброхотова, М., 1953; «Ямщики на подставе» («Игрище невзначай»), публ. и переложение для фп. И. М. Ветлицыной, исследования Ю. В. Келдыша и И. М. Ветлицыной, общая ред. Келдыша, М., 1977 (Памятники русского музыкального искусства, вып. 6). ФОМИН Николай Петрович [2(14)VIII 1869, Петербург - 19 XI 1943, Ленинград] - советский композитор, пианист, педагог и дирижёр. Правнук комп. Е. И. Фомина. Окончил Петерб. консерваторию по классу теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова (1891); по фп. занимался у P. P. Штейна, по дирижированию у А. Г. Рубинштейна, по гармонии у А. К. Лядова. С 1896 - в оркестре рус. нар. инструментов, организованном В. В. Андреевым (Великорусский оркестр). В 1929-42 преподавал игру на нар. инструментах и инструментовку для оркестра нар. инструментов в Ленингр. консерватории (с 1939 профессор). Деятельность Ф. способствовала развитию искусства игры на рус. нар. инструментах. Ввёл настройку инструментов оркестра по квартам. Совместно с Андреевым разработал разновидности рус. нар. струн. щипковых инструментов (домры, балалайки), установил состав и общий диапазон оркестра рус. нар. инструментов. В 1914 сконструировал клавишные гусли (расширил диапазон до 5 октав, ввёл хроматич. строй, клавишный механизм, облегчивший исполнение арпеджированных пассажей, увеличил силу звучания). В 1900-х гг. пытался возродить др.-рус. ансамблевую игру на гудках. P. - талантливый инструментатор. С большим вкусом обработал для оркестра рус. нар. инструментов мн. рус. нар. песни, в т. ч. «У ворот, ворот», «Вспомни, вспомни», «Как во городе царевна», «Заиграй, моя волынка», «Я на камушке сижу», переложил для того же состава произв. рус. и зап.-европ. композиторов. Эти обработки и переложения составили основу репертуара Великорусского оркестра. Автор ряда муз. произв. - опер «Пир Валтасара» (1890), «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (исполнена в домашнем театре княгини М. К. Тенишеыой, 1904), 3 балетов, кантаты «Горийская башня» (сл. С. В. Величко, 1891), а также орк. сочинений, струн. квартета, 12 мазурок для фп. |