ФОНОГРАФ (от греч. ponn - звук и grapo - пишу) - первый аппарат для механич. записи и воспроизведения звука, положивший начало звукозаписи. Изобретён в 1877 Т. А. Эдисоном (США). Запись звука в фонографе Эдисона производилась на цилиндрич. барабан (фонографич. валик), обёрнутый станиолевым листом (оловянной фольгой), при помощи иглы (резца), связанной с мембраной. Посредством пружинного механизма фонографич. валик приводился во вращательное движение и одновременно перемещался вдоль своей оси. При записи звуковые колебания, воздействующие на мембрану, передавались игле, к-рая в соответствии с этими колебаниями вычерчивала на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Впоследствии в усовершенствованных вариантах Ф. - графофонах (разработаны в 1884-86 А. Беллом и И. Тэйнтером) вместо станиолевого листа использовались восковые валики. При воспроизведении движущаяся по канавке игла совершает вынужденные механич. колебания, и связанная с ней мембрана излучает звук. Ф. были свойственны существенные недостатки - низкое качество звучания, непродолжительность проигрывания (от 1 мин в первых до 4 мин в усовершенств. образцах); непрочный восковой слой выдерживал небольшое количество воспроизведений (от 1 в первых до 25 в усовершенствованных). Запись не поддавалась размножению. В усовершенствованном виде Ф. применялся до 30-х гг. 20 в. На основе Ф. были созданы граммофон и патефон. В 40-50-е гг. их вытеснили электромеханич. и магнитные звукозаписывающие и воспроизводящие устройства (электрофон, магнитофон и др.). Появление Ф., который дал возможность документально фиксировать, воспроизводить, сравнивать звучащий материал, обозначило качественно новый этап в развитии мн. областей культуры, важный рубеж в развитии ряда гуманитарных наук (этнография, фольклористика, лингвистика и др.). Возможность документально фиксировать нар. музыку, обряды, речь привлекла внимание фольклористов и этнографов всего мира. Одним из первых для этнографич. исследования применил Ф. рус. путешественник H. H. Миклухо-Маклай (для записи диалектов племён архипелагов Тихого океана; 1882). Для своих фольклорных исследований фонографич. записи широко использовали А. Гильман (Франция), З. Экснер (Австрия), Б. Барток и З. Кодаи (Венгрия), К. Штумпф, Э. фон Хорнбостель, К. Брэилою (Румыния) и др. Первые сведения о Ф. в России относятся к 1878. Уже в 1879 состоялась его демонстрация. Е. Э. Линева применяла Ф. для записи многоголосных хор. песен во время фольклорных экспедиций в 1897-1910. Её метод расшифровки фонографич. записей получил междунар. признание. Вплоть до 30-х гг. 20 в. Ф. широко использовали в фольклорных экспедициях А. М. Листопадов, Д. И. Аракишвили, М. Е. Пятницкий, Д. Н. Анучина, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд, И. П. Яунзем и мн. др. Впоследствии для хранения и изучения фонографич. записей были организованы спец. науч. учреждения - фонограмархивы. Использование Ф. для записей народной музыки определило новый этап развития фольклористики как науки. Предпринимались также попытки зафиксировать и воспроизвести целиком народный обряд путём совмещения Ф. с немым кинематографом. Ф. позволил запечатлеть и сохранить голоса деятелей литературы и искусства кон. 19 - нач. 20 вв.- Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. Бернар. А, Патти и др. Наряду с граммофоном Ф. широко вошёл в муз. быт: получили значит. распространение валики с записями исполнения популярных артистов и чистые - для любительских записей, печатались руководства для самостоят. изготовления Ф., издавался спец. журн. «Граммофон и фонограф» (СПБ, 1902-04), в котором помещались очерки по истории Ф., рекомендации, касающиеся любительской записи, информации о новых усовершенствованных моделях Ф. |